27 августа на аэродроме "Гидропорт" во время проведения Первого Фестиваля Малой Авиации изюминокой стала демонстрация аэроплана «Фарман-4», любимого детища президент аэроклуба «Одесса» Константина Оборина. Именно ему принадлежала идея воссоздать исторический летательный аппарат — «по образу и подобию» «Фармана», который впервые поднялся в небо над Одессой более ста лет тому назад (это были первые в тогдашней Российской империи публичные полеты).

В первые два десятка лет ХХ века именно такие машины принадлежали к числу наиболее распространенных и популярных. На «Фармане» (имя аппаратам этой серии «дали в наследство» их создатели — французские летчики и авиаконструкторы Анри и Морис Фарман) прошли обучение тысячи первых авиаторов. По свидетельству знатоков истории авиационного дела, все «Фарманы» представляли собой одномоторные ферменные бесфюзеляжные бипланы, с толкающим винтом. Они имели двухлонжеронные крылья тонкого профиля с постоянной хордой с полотняной обтяжкой. Расчалки были проволочные, киля не было, хвостовую ферму замыкал руль (или рули) направления. Шасси было своего «фармановского» типа с двумя парами колес на коротких осях, прикрепленных к полозам на амортизаторах. Почти все «Фарманы» были двухместными, редко — одноместными.

В России «Фарман-ІV» появился в 1910 году. Уже 8 марта 1910-го первый российский дипломированный пилот (обученный во Франции) 29-летний Михаил Ефимов выполнил на этой машине первые демонстрационные полеты. В том же году на соревнованиях в Ницце и Санкт-Петербурге установил ряд мировых авиационных рекордов. После революции М. Ефимов был инструктором летной школы в Красной Армии. Погиб в Одессе в 1919-м — расстрелян белогвардейцами. Точные обстоятельства его гибели доподлинно неизвестны до сих пор…

Возрождали исторический аэроплан по чертежам начала прошлого века в Харькове — в конструкторском бюро Харьковского аэрокосмического университета. А сборка была произведена специалистами государственного предприятия Министерства обороны Украины «Одесское авиационно-ремонтное предприятие «Одесавиаремсервис». Реализация проекта заняла порядка трех лет. И вот 27 августа состолся торжественный запуск и рулёжка «Фармана 4», однако главная цель — вновь поднять в небо над Одессой — достигнута не была из-за усилившегося ветра.