В 2010 году 21 марта исполняется 100 лет с того дня, как в Одессе впервые состоялся публичный полет первого летчика Российской империи Михаила Ефимова. Он поднялся в небо на «Фармане-4» - французском самолете 1908 года. До этого во Франции Ефимов установил массу мировых рекордов, а сюда прибыл как состоявшийся летчик, рекордсмен мира. Люди, затаив дыхание и задрав вверх головы, следили за ним как вкопанные. А на следующий день среди народа даже нашлись смельчаки, которых Михаил Ефимов взял с собой покататься...Накануне 100-летнего юбилея этого знаменательного события мы захотели воссоздать старинную машину, для чего и обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского национального аэрокосмического университета. Фарман 4 создавался по чертежам из библиотеки Короленко и с помощью российского историка Г. Галли, который защитил по «Фарману-4» кандидатскую диссертацию, в результате была получена хорошая документация на этот самолёт. Естественно, была пересмотрена конструкция 1908-го и улучшены аэродинамические характеристики: сделали нормальный профиль, усилили лонжерон, подкосы, чтобы залазить в кабину. Естественно, мы нигде не найдем оригинальный мотор (там стоял «Гном» в 50 лошадиных сил), поэтому поставим роторно-поршневой двигатель с «Мазды» седьмой модели. Масло в первых самолетах было касторовое, именно поэтому летчиков в те времена можно было определить по запаху касторки. Наш же самолет так «пахнуть» не будет.

Январь 2007

 

Апрель 2009

Март 2010

Май 2010

Август 2010

Сентябрь 2010