«В НЕБЕ НАД ЮЖНОЙ ПАЛЬМИРОЙ»

(Авиация Российской империи и Советского Союза начиналась именно в Одесском аэроклубе)

Третье тысячелетие принесёт человечеству ещё более новые способы перемещения по земле, на воде, под водой, в воздухе, в космосе… Однако без достижений предшествующих поколений были бы невозможны эти новые эпохальные открытия.
Наверное, сегодня нет смысла говорить о той роли, которую сыграла авиация в развитии нашей цивилизации. Тем не менее, изобретение авиации не принадлежит ни одной конкретной стране - это достижение всего Человечества. Можно спорить о том,  кто был первый. Можайский или братья Райт? Но первым летательным аппаратом, поднявшим людей в воздух, был аэростат построенный братьями Монгольфье: в 1783 г. их аэростат с экипажем на борту пролетел над Парижем, а ещё до них был Леонардо да Винчи, а так же - летающие змеи и тепловые воздушные шары китайских императоров...
В 1903 г. американцы Орвилл и Уилбер Райты совершили первый в истории Человечества полёт на своем биплане с 4-цилиндровым бензиновым двигателем. Конструкция самолетов быстро совершенствовалась, и в дальнейшем  первенство в авиастроении надолго заняли французы.
В 1909 г. Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш, а скорое начало Первой мировой войны положило толчок не только широкому распространению авиации, как нового вида транспорта, но и её боевому ее применению…
Итак... 21 марта 1908 года в Одессе состоялось первое собрание членов «Нового научно-спортивного общества «Одесский аэроклуб». Эта дата была объявлена днем основания Одесского аэроклуба - первого в Российской империи. Руководил аэроклубом,  как было принято в те годы - Комитет, а его Президентом стал командующий Одесским военным округом генерал от кавалерии А.В.Каульбарс.
Одесский аэроклуб поставил перед собой цель „всемерно содействовать развитию отечественной авиации и воздухоплавания путем организации показательных полётов, проведения лекций, научных экспериментов, подготовки пилотов, оказания помощи изобретателям”.
Первым шагом в этом направлении явилось издание иллюстрированного журнала «Спорт и наука», посвященного всем видам спорта и, в первую очередь, конечно же - воздухоплаванию. В журнале широко освещались достижения не только отечественных, но и зарубежных изобретателей и спортсменов. Первый номер этого ежемесячного журнала вышел в свет 4 июля 1908 года.
Свою практическую деятельность клуб начал с приобретения летом 1908 года воздушного шара. Перкалевый шар вместимостью 1500 м3 изготовили по заказу членов аэроклуба в Париже. Вес летательного аппарата со всем снаряжением достигал 428 кг. Подъемная сила составляла около 900 кг.
  Первый полёт воздушного шара, патриотично названного «Россия», состоялся 29 июня 1908 года. На нем поднялись над склонами Большого Фонтана члены аэроклуба капитан Н.И.Утешев и А.А.Ван дер Шкруф.
Второй полёт, состоявшийся 6 июля 1908 года, продолжительностью 2 часа 31 минут, эффектно завершился в Бендерах. В этом воздушном путешествии приняли участие президент аэроклуба А.В.Каульбарс, секретарь клуба К.Л.Маковецкий и А.А.Ван дер Шкруф в качестве пилота.
Необходимо отметить, что авиация в Одессе, как и всё прочее великое, начиналась с юмора. В 1909 году, подкопив деньжат, аэроклуб купил биплан "Вуазен". Это не бог весть какой сложности машина - однако летать на ней ещё не умели. Первый полёт (подскок) по прямой в 300 метров совершил 20 июня заведующий летным парком аэроклуба А. А. Ван дер Шкруф, не имевший в то время абсолютно никакого опыта пилотирования (так ведь его во всей Российской Империи ни у кого не было!). И посему, предприняв попытку взлететь при сильном боковом ветре перед комиссией аэроклуба, "Вуазен" пролетел 300 метров и «благополучно»... разбился.
Поскольку после падения самолет летать больше не мог, комиссия аэроклуба по предложению А.А.Ван дер Шкруфа, приняла решение использовать его как учебное пособие. Таким образом, чтоб Вы знали, именно одесситы создали первый в мире авиатренажер!..

А летать всё равно начали. Но сначала на планере конструктора А.Н.Цацкина, купленного аэроклубом. На нем успешно летали первый русский летчик М. Н. Ефимов и, не менее знаменитый впоследствии, С. И. Уточкин.

21 марта 1910 г. в Одессе состоялись первые в Российской Империи показательные полеты М.Н.Ефимова. Через неделю после него в воздух поднялся С.И.Уточкин, самостоятельно освоивший аэроплан. Затем проводились полеты И.М.Заикина, Н.Н.Костина, В.Н.Хиони и других первых авиаторов.
Одесский аэроклуб участвовал в созыве и проведении Всероссийских воздухоплавательных съездов, в том числе - в 1910 г. в Одессе был проведён Южный воздухоплавательный съезд. В том же году аэроклубом был организован воздухоплавательный отдел на Одесской промышленной выставке. С августа 1911 г. при аэроклубе работала авиационная школа пилотов с военным и гражданским классами. Руководил школой летчик и конструктор В.Н. Хиони. Во время войны школа была передана военному ведомству.

Анатра..., Хиони..., Ефимов..., Уточкин..., «Вуазен»..., «Фарман»... Люди и события, воздушные шары и самолеты - все они теперь незаслуженно забыты. Но именно им было суждено сделать первые шаги в отечественной авиации.
А может даже не шаги? Может они стали фундаментом или основанием того аэродрома, с которого взлетела Российская и Советская авиация? И это было у нас, в Одессе, и всего лишь сто лет назад! Но и сегодня одесситам небезразлична история создания Одесского аэроклуба!
К сожалению, в период 1990-95 годов было прекращено государственное финансирование ДОСААФ Украины и аэроклуб оказался на грани выживания, были распроданы самолёты, в упадок пришли здания и сооружения аэродрома, многие месяцы не выплачивалась зарплата персоналу... Малая авиация оказалась ненужной молодому самостоятельному государству.

В 1995 году пошатнувшееся знамя Одесской школы парашютизма, а затем – и всего Одесского аэроклуба, подхватил молодой коммерческий спортивный клуб «Ультра-Спорт», созданный Союзом ветеранов Афганистана и группой единомышленников во главе с подполковником запаса Константином Обориным.  Бывший разведчик, кавалер ордена «Красная Звезда» и двух медалей «За Отвагу», он был дважды ранен в боях в Афганистане. Но это не помешало Константину вновь, после 13-летнего перерыва, начать выполнение парашютных прыжков! Сегодня, к слову, у Мастера спорта Украины, трижды Рекордсмена Украины К.Оборина за плечами более 2500 прыжков, он – воздушный оператор, снимающий на видеоплёнку выполнение парашютных прыжков спортсменами во время свободного падения. С 2003 года клуб «Ультра-Спорт», признанный лучшим парашютным клубом Украины в 1998-2001 годах, переименован в аэроклуб «Одесса», достойно продолжает славные традиции Одесской школы малой авиации и парашютизма! Активные парашютные прыжки, показательные выступления к Оперному театру и Дюку де Ришелье, проведение нескольких Рекордов Украины - вот визитная карточка современного аэроклуба, руководителем которого является Константин Оборин. Строительство авиационных ангаров, гостиничного комплекса, пункта выдачи и хранения ГСМ, возведение здания управления полётами - это далеко не полный перечень работ, выполненных за последние пять лет сплочённым коллективом.

Необходимо отметить самоотверженность и преданность людей, своей фанатичной любовью сохранивших тепло аэроклуба: Олег Альбертович Белюнас, Надежда Владимировна Стопа, Александр Юрьевич Шпуль, Юрий Адамович Залевский, Георгий Тимофеевич Махновский, Игорь Владимирович Марченко, Леонид Фёдорович Выхватень, Станислав Чайченко... С благодарностью можно сказать добрые слова многим и многим спортсменам, которые своими достижениями прославили и прославляют сегодня Одесский аэроклуб: Лариса Зубрицкая, Сергей Гулак, Юрий и Клавдия Залевские, Ирина Корчмарь, Пётр Степанович и Пётр Петрович Корчмарь, Ирина Адабаш, Николай Никитюк... Недавно пришли в коллектив (и заняли достойное место в строю!) руководитель полётов Иван Ижаковский, техник ГСМ Владимир Салюк, инженер Юрий Дерябин, пилот Михаил Шамрай...
С уверенностью можно сказать, что Одесский аэроклуб жив, нацеливает свою работу на развитие малой авиации и парашютизма в Одесском регионе и продолжает традиции первых русских авиаторов! Да и разве возраст для настоящих романтиков – какие то 100 лет?!

Обо всех этих людях и событиях узнают читатели в новой книге «В небе над Южной Пальмирой», которая готова к изданию в ООО «Sky Book».
Одно лишь хочется добавить к нехитрой, но благородной истории наших земляков-авиаторов: все они без исключения были людьми одержимыми одной общей мечтой – летать!  Летать над землями Большого Фонтана, вдоль склонов Аркадии и Лонжерона, восхищать публику новыми и новыми достижениями, поднимая хрупкие машины с зелёного поля аэродрома …
          Наши предки, проложившие дорогу России в Большое Небо, достойны того, чтобы о них помнили потомки. Не правда ли? И лучшим памятником для них станет достойное продолжение авиационных традиций на Одесской земле!

Руководитель Проекта издания книги
 «В НЕБЕ НАД ЮЖНОЙ ПАЛЬМИРОЙ» - Константин Оборин,
                                                                               Президент Аэроклуба «ОДЕССА»