ПОДГОТОВКА К ПРИЗЕМЛЕНИЮ НА ВОДУ

Зачем тренировать приземление на воду?
На первый взгляд, требование USPA проводить тренаж приземления на воду (инструктаж для перворазников, повторный инструктаж для получения лицензии типа "А" и реальное приводнение для получения лицензии типа "В") кажется излишне строгим, особенно с учетом частоты непреднамеренных приводнений. Причиной такого подхода стал ряд смертных случаев в первые годы существования USPA и ее предшественника - PCA. Эти случаи были результатом отсутствия необходимого снаряжения для поддержания плавучести, неправильного поведения и/или очень холодной воды.
Очевидно, что тренаж приводнения сам по себе не может предотвратить смертные случаи в будущем, но может повысить шансы парашютиста на выживание. Тонут, обычно, в результате паники, а не приводнения. При соответствующей предварительной подготовке, можно надеяться избежать паники и, следовательно, иметь больше шансов, не утонуть.
Выживание при непреднамеренном приводнении
В данной листовке будут предложены варианты поведения, которые помогут максимизировать ваши шансы на выживание при непреднамеренном приземлении на воду. Эти правила продиктованы здравым смыслом, и им надо следовать в ситуациях, когда приводнение неизбежно. Помните, что в любом виде спорта повышенного риска, самое главное это не паниковать. Спокойный человек имеет больше шансов проанализировать обстоятельства и найти выход из опасной ситуации, чем паникер.
Избегайте приземлений на воду
Это правило настолько очевидно, что и говорить-то о нем не следовало. Однако именно это правило чаще всего забывают применить.
Начать надо еще до посадки на борт. Оценить ситуацию и решить соответствует ли ваше желание совершить безопасный прыжок, вашим возможностям, следует до его исполнения. Следует учесть такие факторы, как ветер - не слишком ли он сильный? Хорошая ли видимость? Нет ли турбулентности? Аналогично и с типом прыжка. Прыгая ночью или на незнакомом аэродроме труднее определить силу и направление ветра. Демонстрационные прыжки, хоть и интересны, не всегда обеспечены адекватной основной и запасной площадками для безопасного приземления. Наконец многое зависит от других участников прыжка. Если выпускающий, при определении точки отделения, допустил ошибку или пилот не имеет опыта выброски парашютистов, ситуация может быстро стать весьма критической. Если есть хоть тень сомнений в возможности безопасного приземления - останьтесь на земле.
Предположим, вы решили, что прыжок вам по силам - успокаиваться рано. Даже когда точку отделения определяет другой парашютист, за свою безопасность вы отвечаете сами. Большинство летательных аппаратов имеют окна - пользуйтесь ими. Землю хорошо видно в свободном падении. Если на высоте в 3000 метров вы не можете понять, где вы, имеет смысл разбежаться и раскрыться выше обычного. Это явно лучше, чем раскрыться на 700 метрах прямо над озером или поймой реки.
Оказавшись под куполом - сориентируйтесь в пространстве и определите наилучший маршрут к точке безопасного приземления. Не надо путать свое желание дотянуть до аэродрома, со своей возможностью сделать это. Безопасное приземление и прогулка пешком лучше, чем приземление близко от аэродрома и прогулка на скорой помощи.
Если вы оказались над водным пространством, постарайтесь лететь к "наиболее быстро достижимой" безопасной посадочной площадке. С учетом направления и силы ветра это не обязательно безопасная ближайшая посадочная площадка. Даже если вы не долетите до безопасной посадочной площадки, вы окажетесь ближе к берегу, а там (будем надеяться) мельче.
Помните, наконец, что приводнение это еще не самое худшее, с чем может встретиться неразумный парашютист. Точно такое же отсутствие здравого смысла приводит к столкновению с линиями электропередач, деревьями и турбулентностями (микросмерчами). Уже доказано, что все они смертельны. Даже многие низкие развороты, приведшие к гибели, возникали как следствие "горячего" стремления спортсмена поскорее оказаться на земле.
Начните подготовку к приводнению на достаточной высоте
Если приводнение неизбежно - начните к нему готовиться заблаговременно. Подготовка состоит в изменении конфигурации подвесной системы, что позволит вам легче выбраться из нее после приводнения. При использовании современных систем "ранцевого" типа, следует освободить грудной обхват и ослабить ножные обхваты. Грудной обхват не несет нагрузки под куполом и расстегнув ее вы не выпадете из подвески. В случае с ножными обхватами следует быть осторожнее и не ослаблять их слишком сильно. С ослаблением ножных обхватов вы "опуститесь" в системе. Чуть больше чем надо и вы не дотянетесь до ручек управления.
Находясь на высоте, освободитесь от дополнительного оборудования, которое затруднит вашу плавучесть (фото/видео камеры, тяжелые шлемы и т.п.).
Шлемы типа Protec плавучие и их можно не снимать. Если на вас спасательный жилет - надуйте его.
Жилеты и пояса с дополнительным весом могут серьезно понизить ваши шансы, если от них нельзя избавиться заблаговременно. Если вы прыгаете с таким дополнительным весом, убедитесь, что от него можно легко избавиться при вынужденном приводнении. Если возможно, обязательно пользуйтесь спасательным жилетом, когда прыгаете с дополнительным весом.
Избегайте потери ориентации в пространстве
Открытые пространства водной поверхности не содержат визуальных ориентиров позволяющих оценить высоту или скорость снижения. Помимо этого, колебания волн искажает представление о горизонтальном движении, что осложняет определение направления и силы ветра.
Оба эти фактора можно компенсировать, используя другие визуальные ориентиры. Бывает легче определить высоту, глядя на горизонт, чем строго вниз. Аналогично, движение в горизонтальном направлении легче контролировать по неподвижным предметам (берег, деревья и т.д.), чем по волнам.
Подайте сигнал
Помните, что ваши шансы на выживание могут быть ограничены температурой воды и рядом других факторов. Постарайтесь привлечь внимание других (криками, взмахами рук, болтая ногами и т. д.). Это ускорит начало спасательных действий. После попадания в воду вас не будет хорошо видно, так что подайте сигналы заблаговременно. Если приводнение неизбежно постарайтесь приземлиться как можно ближе (но не прямо по курсу) к возможному спасательному судну.
Сделайте хорошую "подушку" и приземлитесь с перекатом
Вопреки общему убеждению, вода не сильно смягчает падение на большой скорости. Тот небольшой "смягчающий" эффект сильно осложнен стремлением воды поглотить в своей среде потерявшего сознание парашютиста. Приземление на воду не самый лучший момент для тренировки низких виражей и отцепок.
Если вода подвижна (река, канал и т.д.) неплохо "недотормозить" или "перетормозить" купол так, чтобы он приводнился ниже по течению, чем вы сами. "Недоторможение" достигается отпусканием строп управления в тот момент, когда ваши ноги коснулись воды. Купол в этом момент "ныряет" вперед и приводняется перед вами. "Переторможение" достигается, когда вы делаете "подушку" чуть выше обычного и, в момент касания воды, купол
падает позади вас. Приводнение парашюта ниже по течению позволит вам избежать попадания в стропы и запутывания в них и в куполе.
Перекат необходим, поскольку вам неизвестна глубина воды в месте посадки. Если она всего несколько сантиметров, перекат поможет вам погасить скорость.
Не надо спасать снаряжение
Как только вы оказались в воде, избавьтесь от подвесной системы. Отведите руки назад и нырните вперед. Выбравшись из подвески, отплывите в сторону. Система продержится на плаву недолго, пока запаска не намокнет. Но хуже этого то, что стропы и купол соберутся вокруг ранца, приготовив вам ловушку. Снаряжение можно достать и позже, а вот вас...
Спасение утопающих дело рук самих утопающих
Плывите к безопасному ближайшему месту. Если, плыть некуда, постарайтесь сберечь силы, держась на плаву в расслабленном состоянии. В холодной воде ваше "сознательное" время может ограничиться 15 минутами, а то и меньше. Тема выживания на плаву слишком обширна, чтобы ее здесь рассматривать. Если вы не уверены в своих навыках пловца, настоятельно советую обратиться за дополнительным инструктажем.
Главным, в любой потенциально опасной ситуации, является способность спокойно ее проанализировать и принять соответствующие меры. Конечно, хорошо если вы готовы к возникновению таких ситуаций, но еще лучше, если вы до этого не доводите. Занимаясь парашютным спортом, помните - забота о безопасности начинается до посадки на борт. Если вы не правильно оценили свои возможности на земле, вы можете столкнуться с неприятной ситуацией в воздухе.