РАСКРЫТИЕ ДВУХ КУПОЛОВ
Прыжок прошел – лучше некуда. Ваша четверка дважды прокрутила последовательность фигур и закончила звездой, так что вы еще успели и подрыгать ногами. Сейчас вы разбегаетесь, тормозите, даете отмашку, выбрасываете медузу – кажется низковато. Посмотрев, как купол вырывается на свободу, вы опустили взгляд в поисках точки приземления.
Внезапно вы почувствовали, что то не так. Взгляд вверх и вы вспомнили цвет своей запаски, которая радостно болтается рядом с основным куполом.
У ВАС КОЛОКОЛ
Это значит, вам надо принять непростое решение. С чего начать?
После «ДУГИ» (преждевременный выход камеры основного при застрявшем в кармане ранца вытяжном парашюте) – «КОЛОКОЛ», наверное, самый страшный отказ для парашютиста. Здесь нет простых рецептов, как при частичном или полном отказе типа – отцепка/запаска. Во-первых, запаска уже открыта, а отцепка может только ухудшить ваше положение. С двумя раскрытыми парашютами, вам надо аккуратно проанализировать ситуацию. В режиме цейтнота это сделать совсем непросто.
За последние 10 лет, проблема двойного раскрытия изучалась весьма основательно. В 1991 году покойный Скот Смит произвел серию прыжков во Флориде, изучая поведение двух раскрытых куполов типа «крыло». В 1992 году команда парашютистов ВС США провела серию испытаний с целью выяснить, как ведут себя два купола вместе. Эти испытания не привели к однозначному выводу, но подтолкнули Performance Designs, Inc. (ПД) провести широкомасштабные испытания. Большинство выводов ПД подтвердили результаты Смита и ВС.
В июле 1999 года Совет Директоров USPA одобрил дополнение к Справочнику парашютиста (раздел 8-3.19) в котором содержатся рекомендации по поведению в условиях двойного раскрытия парашютов типа «крыло», составленные на основе опыта парашютистов и результатах исследований. Как и в отчете ПД, здесь содержаться конкретные рекомендации действий.

 СЦЕНАРИИ
Два нововведения в парашютной технике способствовали повышению количества отказов типа КОЛОКОЛ – возросшее использование приборов автоматического раскрытия запасного парашюта (ПАРЗП) и применение коллапсируемых вытяжных парашютов. Первое наказывает низко раскрывающихся парашютистов, второе – плохо укладывающихся.
Двойное раскрытие происходит в любом порядке. Если первым раскрылся запасной купол, то вы можете попробовать отцепить, начавший раскрываться основной купол, особенно если он «волочится» сзади наполняясь воздухом.
Предварительно не забудьте отсоединить транзит – если этого не сделать, отцепка может негативно сказаться на рабочем основном, особенно на Jump-Shack, Racer, и, даже, привести к тому, что два купола переплетутся).
Запаски открываются быстро, так уж они устроены. Если вы шустрый, то можете попробовать поймать запаску, пока она не вывалилась из камеры и не наполнилась. Попробуйте зажать ее между ног. Приземляйтесь осторожно. Безопасное приземление – абсолютный приоритет. Крепко держите запаску – это сверхважно для безопасного приземления. Здесь уместно вставить комментарий ПД. Просто поймать запаску еще недостаточно. Даже малейшее усилие по подтягиванию ее к себе может привести к ее быстрому наполнению. Действуйте осторожно и помните о контроле высоты.
Если вы уже низко – дайте запаске наполниться и оцените новую ситуацию. Не следует отцепляться на низкой высоте при частично наполненной запаске. При приземлении вам нужно как можно больше рабочего купола. Запаска и основной купол – даже если они нестабильны – лучше, чем частично наполненная запаска без основного.
При двойном раскрытии парашюты принимают, как правило, одно из трех положений – биплан, в ряд и «даунплейн».
БИПЛАН
При биплане парашюты располагаются один перед другим. Тот, что сзади обычно более короткий, передней кромкой он упирается в стропы управления переднего парашюта. Исследования ПД показали, что при почти одновременном раскрытии – это наиболее вероятная конфигурация. Биплан – стабильная конфигурация, обычно безопасная при приземлении. Отцепляться не следует. Отцепка может привести к спутыванию куполов – намного опаснее чем биплан.
Дайте биплану установиться и расчекуйте стропы управления переднего купола – задние оставьте зачекованными. Аккуратно переведите ручки управления в верхнее положение – дайте полный ход переднему куполу. Вероятность того, что стабильный биплан перейдет в менее стабильную конфигурацию, весьма мала. Но не следует ее увеличивать неосторожными действиями. Поворачивайте купол очень медленно и осторожно ровно настолько, насколько это необходимо для безопасного приземления. Если можете приземлиться по прямой без доворотов – делайте. При приземлении тормозите медленно и только наполовину хода ручек управления, а то и меньше. Готовьтесь к падению с перекатом.
В РЯД (ВЕЕР)
Эта конфигурация гораздо менее дружелюбна, чем биплан, но довольно стабильна. Имя говорит за себя – купола летят рядом, «в торец». По наблюдениям ПД это происходит когда более длинный (имеется в виду длинна строп),купол раскрывается после более короткого. При покупке системы рекомендуется подобрать основной и запасной похожего размера, запасной лучше чуть меньше чем основной. Купола близкие по размеру лучше ведут себя вместе. Длина строп семи секционных куполов отлична от девяти секционных, имейте это в виду.
Если эта конфигурация установилась стабильно – проверьте высоту и оцените возможность безопасной отцепки. Если решите отцепляться – не забудьте отсоединить транзит (если он у вас есть и если его возможно отсоединить). Если вы не уверены в безопасной отцепке – оставьте все как есть. Не расчековывайте стропы управления. Поворачивайте за задние концы основного, но как можно меньше. При приземлении готовьтесь к падению перекатом.
ДАУНПЛЕЙН (КОЛОКОЛ)
Это очень опасная конфигурация, которая имеет тенденцию к вращению с быстрой потерей высоты.. Парашюты находятся в противофазе – друг против друга а вы посередине. Если высоты достаточно - отцепляйтесь (не забудьте про транзит) и приземляйтесь на запаске. Если купола начинают путаться – попытайтесь подтянуть к себе тот купол, который менее наполнен. Готовьтесь к перекату.
Справочник парашютиста раздел 8-3.19 гласит «Как правило, бессмысленно пытаться перевести менее желательную конфигурацию в более предпочтительную. Идентифицируйте проблему, быстро оцените ее и сконцентрируйтесь на правильной последовательности действий». Так что не надейтесь, что «даунплейн» перейдет в биплан. Отцепляйтесь и вперед за работу.
ПРИБОРЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСКРЫТИЯ
Ни один из этих сценариев приятным не назовешь. И холодный пот не раз пробьет, пока наблюдаешь, как два купола пытаются безопасно приземлится. Что можно сделать, чтобы предотвратить эти ситуации?
Большинство двойных раскрытий происходят при следующих обстоятельствах – вы закончили работать чуть позже, чем планировали, разбегались чуть дольше, чем собирались и раскрылись чуть ниже, чем хотели. Ну а прибор решил, что дальше ждать он не будет, и сработал.
Если ваша система оборудована таким прибором, установите для себя минимальную высоту раскрытия основного парашюта (естественно выше высоты срабатывания прибора) и, если вы ее пролетели, дергайте сразу запаску.
USPA установила, что решение об отцепке должно приниматься не ниже 1800 футов, а сама отцепка производиться не ниже 1600 футов. Это означает, что запаска должна быть полностью наполнена на высоте не менее 1500 футов.
Известно, что большинство современных приборов установленных на срабатывание на высоте в 750 футов могут сработать при низком раскрытии на высоте до 1100 футов. Известны случаи, когда приборы, установленные на срабатывание на высоте 1000 футов срабатывали раньше. Поэтому вполне можно говорить о том, что при использовании ПАРЗП, основной надо открывать на высоте до 1500 футов, а ниже – сразу запаску.
Корпорация FXC в Санта Ана, Калифорния производит прибор FXC Model 12000 – один из самых распространенных в спорте – рекомендует открывать запасной парашют на высоте не менее чем на 1500 футов выше установленной на приборе высоты срабатывания. Таким образом, если вы установили прибор на минимум – 1000 футов – раскрывать основной надо не ниже 2500 футов. Иначе есть риск двойного раскрытия. Эта же компания выпускает и более современный прибор – Astra. Более ранние модели этих приборов, а так же Сайперс для учебных систем, срабатывают при выполнении резких спиралей на основном куполе. Если ваш прибор относится к этому типу – избегайте резкого маневрирования под куполом. Прибор Sentinel Mk 2000 AAD, ранее выпускавшийся SSE, Inc. В Пеннсаукен, Нью Джерси, может быть перекалиброван по вашей просьбе на срабатывание при вертикальной скорости, превышающей 55 футов в секунду. Это поможет избежать проблемы срабатывания при резких маневрах.
Самой же лучшей защитой от двойного раскрытия по вине прибора является ввод основного на запланированной высоте.
НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Помимо приборов – одного из наиболее частых виновников двойного раскрытия – существуют и другие, не так часто встречающиеся причины. Изношенная запорная петля запасного парашюта, которая рвется в самый неподходящий момент или шпилька, потихоньку вылезающая из петли. Всего этого легко избежать, регулярно проверяя свою систему
Другой случай – недеколлапсированный при укладке вытяжной парашют, который болтается над ранцем не в силах расчековать шпильку основного. Справочник парашютиста не рекомендует отцепку, а ввод запасного может детонировать раскрытие основного купола. Эти ситуации надо предвидеть и нейтрализовать.
ВАШ ШАНС
Если вы хоть раз видели двойное раскрытие на аэродроме, по реакции зрителей вы поняли, что это серьезно. Предотвратить же эту ситуацию так просто, что вы можете задать вопрос: «Зачем столько шума?». Парашютисты знают, что если что- то происходит неправильно, то это происходит очень быстро. И если вы думаете, что с вами это никогда не произойдет, разумно подготовиться к такой нештатной ситуации заранее.
При двойном куполе надо анализировать и думать больше чем при большинстве других. Во всех случаях кроме «даунплейна» снижение происходит довольно медленно – у вас есть время. И если вы подготовились теоретически, принять правильное решение вам будет гораздо проще.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО РАСКРЫТИЯ КУПОЛОВ ТИПА «КРЫЛО»
ВЫВОДЫ
ВЫВОД 1. Наилучший способ противодействия двойному открытию это его недопущение. Пользуйтесь адекватными и доступными высотомерами для обеспечения надежного контроля высоты. Следуйте рекомендациям по безопасной высоте раскрытия. Удостоверьтесь, что прибор принудительного привода запасного парашюта исправен и используется должным образом. Используйте исправное и проверенное снаряжение.
ВЫВОД 2. Внимательно и осторожно подходите к выбору парашютной техники. При подборе пары основной/запасной избегайте большой разницы в размерах куполов. Общее правило – запаска должна быть похожей по размеру с основным куполом.
ВЫВОД 3. В случае «биплана» и при возможности управления куполами парашютистом, оставьте зачекованными стропы управления на заднем парашюте и управляйте бипланом деликатно за стропы управления переднего парашюта. При приземлении не тормозите ни один купол. Готовьтесь к перекату.
ВЫВОД 4. В случае «бок о бок» и при возможности управления куполами парашютистом, деликатно управляйте большим по размеру/доминирующим парашютом.При приземлении не тормозите ни один купол. Готовьтесь к перекату. Если купола неуправляемы, но не спутались друг с другом, отсоедините транзит, если есть время/высота, и произведите отцепку основного.
ВЫВОД 5. В случае «даунплейн» отсоедините транзит, если есть время/высота, и произведите отцепку основного.
ВЫВОД 6. В случае наполненного основного и раскрывающегося запасного, лучше помочь полному раскрытию запаски, подергивая за свободные концы. Будьте готовы к действиям по результату возникшей конфигурации.
Если рабочий купол – запасной, а основной находится в стадии раскрытия, лучше отсоединить транзит и отцепить основной.
ВЫВОД 7. В случае спутывания куполов, делайте все возможное для их «развода» натягивая передние и/или задние концы и/или стропы управления. Будьте осторожны с немедленной отцепкой, т.к. это может усугубить проблему.
ВЫВОД 8. Использование дополнительных устройств повышения безопасности типа «транзита» и приборов автоматического привода в действие запасного парашюта может изменить последовательность действий в экстремальной ситуации (при отказах). Проанализируйте процедуру отцепки и сверьте ее с рекомендациями производителя снаряжения. Тренируйте измененные процедуры перед каждым прыжком.
.