Ночные прыжки

НОЧНЫЕ ПРЫЖКИ

Зачем выполнять прыжки ночью?

  • Ночные прыжки могут быть зачетными, обучающими и просто исключительно фановыми, но они требуют дополнительной предварительной подготовки т.к. они повышенной осторожности.
  • Выполнение ночных прыжков предъявляет повышенные требования к парашютисту, но также, к пилоту, выпускающему и наземным службам.
  • Как и во всех прочих составляющих парашютных прыжков, безопасность при выполнении ночных прыжков достигается через:
    a. Специальную подготовку;
    b. Соответствующее прыжку оборудование;
    c. Планирование прыжка;
    d. Хорошее судейство (РП?).
  • Каждый парашютист, независимо от опыта, должен пройти тренаж по ночным прыжкам с целью изучения и обзора:
    a. Методов избежания дизориентации;
    b. Использования идентификационных огней, световых инструментов и вспышек;
    c. Подсвечиванию цели;
    d. Связи с землей;
    e. Введению в действие запасного парашюта.
  • В целях безопасности и в соответствии с Правилами FAA, любые прыжки, совершаемые между закатом и рассветом, рассматриваются как ночные.
  • Ночные прыжки в целях выполнения требования лицензий и на установление рекордов должны совершаться в промежуток времени от часа после официального захода солнца и за час до официального восхода.

Квалификация

  • Парашютисты, участвующие в ночных прыжках, должны обладать действующей лицензией B или более высокой лицензией.
  • Участники должны пройти всесторонний брифинг и тренаж в течение 60 дней, предшествующих ночному прыжку:
    a. Тренаж должен быть проведен Инструктору по безопасности и тренажу (S&TA), Инструктором-экзаменатором или Инструктором USPA;
    b. Прохождение тренажа (включая дату и место прохождения) должно быть отражено в парашютной книжке и подписано S&TA, I/E или Инструктором USPA.

Сложности

  • Ночные прыжки представляют сложность тем, что создают новую и необычную ситуацию, к которой необходимо подойти с максимальной осторожностью по причине:
    a. Возможности дезориентации;
    b. Иного восприятия земной поверхности и недостатку знакомых ориентиров;
    c. Гипоксии (кислородного голодания) и ухудшения зрения:
    (1) Значительное ухудшение в темноте зрительного восприятия и чувства перспективы;
    (2) Один из симптомов гипоксии, проявляющийся уже на высоте в 7000 футов, это ухудшение ночного зрения;
    (3) Восстановление после гипоксии занимает примерно 30 минут;
    (4) Курильщики испытывают на себе последствия гипоксии быстрее, чем некурящие;
    (5) Быть полностью знакомым с ночным зрением и проблемами, вызываемыми гипоксией.
    d. Ночное зрение: на полную адаптацию требуется 30 минут;
  • Ваша собственная тень, вызываемая луной, может быть принята за другого парашютиста, что может вызвать замешательство.
  • Парашютисты, совершающие ночные прыжки нечасто, чувствуют себя менее уверенно и ведут себя менее профессионально в новых условиях.
  • Так как парашютист не может воспринимать происходящее так же быстро и легко, как при дневном свете, то время реакции на любую ситуацию увеличивается.

Специальное снаряжение

  • Фонарь, видимый на расстоянии как минимум трех сухопутных миль, включенный от момента раскрытия, до приземления (согласно требованиям FAA для защиты от воздушных судов).
  • Подсвеченный высотомер (рекомендуется).
  • Прозрачные очки (рекомендуется).
  • Прыжковая декларация (необходимо).
  • Фонарь (для проверки купола).
  • Освещение, достаточное для подсветки цели:
    a. Освещение может быть обеспечено прожекторами, электрическими фонарями, и подобными им устройствами;
    b. Дорожные факелы и прочая пиротехника и открытое пламя могут представлять значительную опасность и не должны использоваться;
    c. Автомобили могут быть использованы для освещения, однако, они загромождают посадочную площадку.

Процедуры

  • Общие замечания:
    a. Ночные прыжки должны проводиться при соответствующих погодных условиях: слабом ветре и хорошей видимости;
    b. Запрос и уведомление.
    (1) Проконсультируйтесь у местного S&TA или I/E USPA на тему проведения ночных прыжков (требуется согласно BSR);
    (2) Уведомите FAA, государственные и местные официальные инстанции в соответствии с общими требованиями:
    c. Используйте топографическую карту или фото с метеорологическими данными Летной Службы FAA по соответствующей высоте и информацией о ветре у земли для расчета курса и точки выброски, и точки раскрытия;
    d. По одному держателю лицензии D USPA должно быть назначено на каждый заход в качестве инструктора, ответственного за учет всех парашютистов в заходе, до тех пор, пока все не приземлятся.
  • Обустройство площадки приземления:
    a. Круг радиусом 25 метров от центра цели обозначается огнями.
    b. Три или четыре огня, ближних к створу ветра, исключаются из круга с подветренной стороны и выкладываются в линию, указывающую в центр цели:
    (1) Таким образом указывается створ и направление ветра;
    (2) Следуя курсу над этой линией, парашютист будет находится в створе ветра и приземлится против ветра.
    c. Красный огонь, защищенный плексигласом, размещается в центре цели;
  • Аварийный сигнал: огни гасятся в случае неблагоприятной погоды или других опасных прыжковых условий, чтобы дать сигнал отбоя.
  • Радиосвязь между землей и воздухом должна присутствовать.
  • Определение точки ночью:
    a. Наличие текущая информации о ветре, как на высоте, так и у земли критично важно при ночных прыжках;
    b. Выпускающие должны хорошо ознакомиться с дроп оной и окружающей местностью при свете дня, отметив наземные ориентиры, освещаемые ночью и их расположение относительно дропзоны, а также опасные зоны;
    c. Выпускающий должен спланировать выброску с учетом его или ее визуальных ориентиров и бортовых инструментов, чтобы быть уверенным в точном местоположении ЛА;
    d. Набор высоты:
    (1) Сориентировать всех парашютистов по ночным ориентирам, окружающим дропзону;
    (2) Некоторые методы, применимые при определении сноса и точки раскрытия:
    (i) Индикатор сноса ветра;
    (ii) Сводка ветра по высоте.

Общие замечания

  • Парашютист, выполняющий ночной прыжок впервые, должен отделяться один (никаких групповых прыжков).
  • Проблесковые огни не рекомендуются для использования в свободном падении, так как могут привести к нарушению ночного зрения и вызвать дезориентацию:
    a. Источники постоянного света предпочтительнее;
    b. Прожектора могут быть использованы парашютистом после раскрытия и полностью контролирующим купол.
  • Предупреждения по пиротехнике:
    a. Дорожные факелы и прочая пиротехника, выбрасывающая горящие частицы во время горения представляет огромную опасность при использовании в свободном падении;
    b. В дополнение, яркий свет, серьезно увеличивает вероятность потери ориентации.

Групповые прыжки: свободное падение и управление куполом

  • Свободное падение:
    a. Рекомендуется планировать выполнение ночных групповых прыжков на полнолуние;
    b. Парашютисты должны быть одеты в белую или светлых цветов одежду;
    c. Безопасный переход от формаций из двух парашютистов к большим должен быть выполнен при последующих ночных прыжках.
  • Ночные прыжки на купольные формации должны осуществляться с большой осторожностью и постепенным увеличением формации по той же схеме, что и при ночных групповых прыжках (фрифол):
    a. Рекомендуется планировать выполнение ночных прыжков на купольные формации на полнолуние;
    b. Парашютисты с куполами темных цветов должны быть одеты в светлую одежду;
    c. Использование проблесковых огней не рекомендуется, в связи с тем, что они вызывают нарушение ночного зрения и восприятие перспективы; предпочтительнее источники постоянного направленного света.

НОЧНОЙ ПРЫЖОК
Инструктаж USPA , Napoleon Skydiving Center 
Автор: Dale Southard, May 1996
Перевод: Михаил Дмитриев
Базовые требования:

  • Лицензия типа <В> USPA;
  • Источник света (не пиротехнический), видимый на расстоянии 5 км;
  • Уведомление служб контролирующих полеты и местных органов власти;
  • Точно заполненный манифест;
  • Подсветка площадки приземления.

Рекомендуемое снаряжение:

  • Высотомеры со световой и/или звуковой сигнализацией;
  • Алюминиевая фольга (прикрывать химический источник света);
  • Не цветные (прозрачные) очки;
  • Фонарик.

Инструктаж:
Начните подготовку, убедившись, что все Базовые требования выполнены полностью. Это может потребовать заполнения специального формуляра (NOTAM) FAA (Федеральная Авиационная Администрация - МД) и инструктаж наземных служб по правильной подсветке посадочной площадки. Все это должно быть произведено заблаговременно. До начала прыжков необходимо определить доминирующее направление и силу ветра.
Проведите тщательный инструктаж спортсменов перед каждым взлетом. Этот инструктаж должен включать информацию о точке отделения, поведении в свободном падении, высотах начала разбежки и раскрытия парашюта, планируемая схема полета под куполом, схема наземной подсветки посадочной площадки и место встречи для регистрации после приземления. Каждый спортсмен должен принять на себя ответственность и убедиться, что другие участники прыжка хорошо усвоили инструктаж.
Непиротехнический источник света видимый на расстоянии 5 км должен быть частью снаряжения. Это требование FAA. Пиротехнические источники света (например, <бенгальские огни>) обычно сопровождаются выделением горячих, расплавленных химических веществ, которые могут нанести повреждение оборудованию или другим парашютистам и их следует избегать. Белый проблесковый маяк (стробоскоп) не рекомендуется, т.к. он нарушает адоптацию глаза к ночной видимости. Проблесковыми огнями можно пользоваться под куполом.
Высотомеры с подсветкой и/или звуковой сигнализацией должны быть частью снаряжения. Альтиметры могут быть подсвечены портативными фонариками или химическими световыми палочками. Во время нахождения в летательном аппарате и подъеме на высоту следует прикрыть эти источники света фольгой или аналогичным материалом для облегчения адоптации глаз к условиям ночной видимости. При возможности следует пользоваться красным светом, поскольку они оказывают минимальное раздражающее воздействие на глаз. Парашютисты могут иметь при себе фонарики для использования после приземления.
Во время подъема на высоту, парашютисты должны попытаться сориентироваться по видимым наземным объектам и распознать подсветку посадочной площадки. Наземный персонал должен быть готов подать условный сигнал отмены прыжков в случае изменения погодных условий. На борту летательного аппарата следует прикрыть или погасить все огни для облегчения адоптации глаз к темноте.
Парашютисты, впервые осуществляющие ночной прыжок должны произвести одиночное отделение с задержкой в свободном падении не менее чем на 20 секунд. После осуществления, по крайней мере одного такого прыжка, они могут принять участие в формациях и групповой акробатике прогрессируя от маленьких формаций к большим. Ночные прыжки на купольную акробатику следует производить с большой осторожностью.
Разбежку следует начинать выше обычного. Может оказаться полезным эшелонирование высот раскрытия. При этом те парашютисты, которые раскрываются на нижнем эшелоне, должны осуществлять снижение по спирали во избежание столкновения с остальными.
Для облегчения видимости, приземляться следует как можно ближе к освещенной посадочной площадке. Линия горизонта может дать представление о высоте при заходе на посадку за пределами нормальной посадочной площадки. Если вы вынуждены приземляться за пределами предназначенной для этого территории, и не можете определить высоту, можете попробовать перевести ручки управления в среднее положение и приготовиться к падению с перекатом, а не гадать, когда надо тормозить купол. Некоторые парашютисты подвешивают фонарик на 3 метровой веревке, в качестве <индикатора> высоты торможения. Будьте осторожны с таким <индикатором>, так как он может зацепиться за что-нибудь на земле.
Будьте внимательны к затенениям звезд и луны. Это могут быть купола на встречных курсах. Но не надо шарахаться от собственной тени.
После посадки, вернитесь на старт, зарегистрируйтесь и дождитесь возвращения всего взлета. Если кто-то отсутствует - начните поиск, используя место приземления других парашютистов в качестве точки начала отсчета.
На что надо обращать особое внимание при ночных прыжках?

  • Ознакомиться в местностью в районе посадки (даже если это твоя родная ДЗ) и внимательно изучить расположенные близлежащих огней, направление ветра и расположение препятствий типа линий электропередач (последние часто тянутся вдоль дорог и подсвечены, следовательно садится в подсвеченное место при потере ориентации - не совсем хорошая идея);
  • Защищать глаза от яркого света, по крайней мере, за полчаса - час до прыжка. Солнечные очки или один закрытый глаз, не смотреть на яркий свет. То же самое и в самолете - не смотреть на фонари соседа т.к. это существенно понизит способность видеть в темноте после выхода;
  • Слушать инструктирующего обоими ушами и впоследствии твердо следовать плану, это особенно касается интервала при выходе, высот открывания и направления разбежки.

Фонари:
обычная комбинация - мигающий фонарь на ножной обхват и химический фонарик на высотомере. Можно привязать фонарик на шлем. Полезно убедиться заранее (на земле) что высотомер хорошо подсвечен и подсветка не слетит в воздухе. Полезно также иметь звуковой сигнализатор высоты типа Pro-track, но не забывать, что целиком надеяться на него ночью еще опаснее, чем днем
Разделение:
При планировке интервалов на выходе и после разбежки одним из главных факторов является вес парашютиста и характеристики крыла. Т.Е. если ты загружаешь свой VX 3.0 .... :))) то, соответственно открываешься ниже перца загруженного, скажем 0.9.
Выброска обычно производится группами по 5-6 человек с последующим заходом на второй или третий круг если в самолете больше народа.
Пример плана открывания в группе: 
#1 (соло), загрузка 1.4 - октрытие на 1000м.
#2 (соло), загрузка 1.0 - выход с задержкой 10 сек (зависит от нескольких факторов, просто пример) открытие 1400м.
#3,4,5 (3-way) разбежка на 1800м, первый (с самой маленькой загрузкой) открывает на месте, второй убегает на восток и открывается на 
1500м, третий убегает на запад и открывается на 1400м.
Все высоты открывания основного, принятия решения и отцепки поднимаются вверх на 300м или больше по сравнению с днем.
После открытия:

  • Визуальная проверка купола;
  • Функциональная проверка купола.
    (Операции указаные в пунктах 1,2, а так же все последующие операции проводятся при максимально возможном обзоре на 360 во избежание столкновений);
  • Нахождение посадочной площадки и пилотаж вниз без идиотских маневров
    (при этом полезно создавать шум, опять же во избежание столкновений).

Посадка: черный парень, пытающийся тебя догнать - это твоя тень... ))) Много народа поломалось пытаясь в последний момент отвернуть во избежании столкновения с собственной тенью.
Как расстояние до земли определить, если нет альтиметра, луны и фонаря?
Есть ли ограничения по типам ЛА для осуществления ночных прыжков? 
Земля чувствуется при подходе типа как тепловая волна. а фонарь надо с собой иметь, он нужен в первую очередь для осмотра купола, а вообще-то абсолютной темноты не бывает, так что понимаешь, когда земля приближается. Но когда даже в сумерках висишь на высоте уже метров 300, все что ниже видится как сплошная чернота (это если место приземления не подготовлено)
Без двух фонарей и высотника никто не допустит. Высотник желательно с фосфорецирующим циферблатом (некоторые высотомеры BARIGO). На земле будут ориентиры (костры или фонари) по ним можно определить чего к чему - это специально запланированные прыжки. А всякий спецназ и т.д. - они заранее готовятся по ориентирам, не исключено использование тепловизоров. А для приземления часто ставят несколько машин с включенными фарами, которые освещают площадку приземления. Мало того, для получения лицензии категории Д нужно иметь 2 ночных прыжка (или прыжка на воду)...
Историческая справка 
Впервые в мире - ночной прыжок.
Нет, что ни говори, когда встречаешься с легендой парашютизма, женщиной, впервые в женской практике прыгнувшей ночью с отечественного самолета, то ищешь в ней что - то особенное, отличное от простых смертных. Но оказывается, что именитая парашютистка - очень даже обыкновенная и приятная в общении женщина, чем - то даже сродни тебе. Увлечение военной историей и, в частности, историей парашютизма было мне в то время очень близко, как и Клавдии Андреевне Степановой. Свой прыжок, который навечно оставил ее фамилию в истории, Клава совершила в ночь на 9 июля 1935 года. А произошло это знаменательное событие в небе под Ростовом, где занималась в парашютном кружке Клавдия Андреевна. Все произошло четко и как и было задумано, словно на тренировке. Лишь одну несообразность заметила Клавдия при приземлении. 
Где-то по аэродрому ехала машина с включенными фарами. И давай тогда кричать с высоты эта неугомонная девчонка: "Погасите свет! Потушите немедленно фары!". 
Как по команде, фары погасли. Конечно, это случилось не от ее крика, которого никто не слышал на земле, но Клава успокоилась - и все удалось!
Внизу уже ждали аэроклубовцы и корреспонденты. Наутро: "Клава, ты слыхала? Про тебя радиостанция "Коминтерн" говорила!".
- Нет, - ответила.
А самой до слез обидно, что прозевала.
Любовь к небу пронесла Клавдия Андреевна Степанова через всю свою жизнь. Когда - то она была подругой Кати Зеленко, чье имя с ее помощью увековечено в нашей стране, и даже в поднебесье вращается по своей орбите астероид "Катюша".
Дружила и с вдовой Минова, того самого, который впервые в стране провел в 1930 году в Воронеже первое в мире десантирование с неба. Как старалась она увековечить это событие для потомков! Но и это свершилось в Воронеже!
Нет сегодня с нами этой активистки - парашютистки. Но помнят ее все ветераны, и те, кто хоть раз встречался с ней на ветеранских заседаниях или по краеведческой работе. А в воронежской средней школе N8 есть и ее вклад в музей Боевой славы 135-го бомбардировочного полка, так любимого ей и ветеранам - летчикам, не раз приезжавшим в Воронеж на свои встречи.