Начальная подготовка парашютистов в Аэроклубе «ОДЕССА» Тема 8. Действия парашютиста в особых случаях.

Тема 8.
Действия парашютиста в особых случаях.
Основные вопросы:

  • Особые случаи ЛА и в ЛА.
  • Особые случаи при отделении от ЛА, в свободном падении.
  • Особые случаи при раскрытии парашюта.
  • Особые случаи под открытым куполом (при парашютировании).
  • Особые случаи при приземлении на препятствия.

Особые случаи разделены на пять основных разделов. Эти разделы определяют большинство возможных особых случаев и действия, которые выполняются при их возникновении.

Особые случаи ЛА и в ЛА.

Аварийная ситуация с ЛА от момента взлёта до высоты совершения прыжка и действия парашютиста при их возникновении.
Возникновение проблем со снаряжением парашютиста в ЛА.

Ситуация

Действия парашютиста

Отказ ЛА, Н= от момента взлёта
до 500 м

Надеть шлем, принять положение тела для аварийного приземления в ЛА.

Непреднамеренное раскрытие
ранца в ЛА

Быстро взять в руки всё что выпало из ранца, сесть как можно дальше от двери. Снижение и приземление в ЛА.

 

 

Отказ ЛА, Н= выше 500 м

Отделиться с немедленным раскрытием основного парашюта. Осмотр и проверка его: Наполнен – Устойчив – Управляем. В случае необходимости уйти от препятствия, выполнять приземление “поперёк ветра” или “по ветру”.


При отсутствии указателя ветра в районе приземления для определения направления приземления руководствоваться наземными ориентирами – дымами, флагами, положением солнца, либо по сносу купола.

 

Зависание парашютиста за бортом самолета.

Установить зрительный контакт с выпускающим. Выпускающий обрезает вытяжную веревку или подаёт команду «выполнить отцепку основного купола». Прогнуться, посмотреть на подушку отцепки, взять её двумя руками, посмотреть на кольцо ПЗ перед отцепкой, выдернуть подушку отцепки на всю длину рук, левой рукой довыдернуть оставшуюся часть троса и выбросить, взяться двумя руками за кольцо ПЗ, выдернуть кольцо ПЗ. Контроль раскрытия ПЗ, осмотр и проверка его: Наполнен – Устойчив - Управляем

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО СТУДЕНТА – РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ УКАЗАНИЯМИ ИНСТРУКТОРА.

 

После отделения в течение 3-х секунд очень важно сохранять правильную позу:

  • прогиб
  • руки вниз - в стороны
  • ноги чуть шире плеч

 

Ни в коем случае нельзя совершать маховых круговых движений руками, т. к. возможно захватить один из свободных концов рукой, что приведет к сильному вращению.

Особые случаи при раскрытии парашюта.

Общие определения.

Полный отказ

Полный отказ – нет динамического рывка, падение продолжается.

Частичный отказ

Частичный отказ сопровождается полным или частичным раскрытием. Ранец открыт, над головой что-то есть, но ведёт себя оно неправильно - не в соответствии с нормальной последовательностью раскрытия.

Проблемы с основным куполом

Это виды частичного отказа, которые можно устранить.

Предельная высота – 700 м

При частичном или полном отказе, высота, до которой нужно оценить, попытаться устранить возникшую проблему, а в случае неисправимости проблемы, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ.

Действия на раскрытии ПЗ при полном и частичном отказе

Прогнуться, посмотреть на подушку отцепки, взять её двумя руками, посмотреть на кольцо ПЗ перед отцепкой, выдернуть подушку отцепки на всю длину рук, левой рукой довыдернуть оставшуюся часть троса и выбросить, взяться двумя руками за кольцо ПЗ, выдернуть кольцо ПЗ. Контроль раскрытия ПЗ, осмотр и проверка его: Наполнен – Устойчив - Управляем

Проверка работоспособности купола
наполнен
устойчив
управляем

“Наполнен” – осмотреть купол, все секции наполнены;
“Устойчив” – отсутствие произвольных вращений и раскачки.
“Управляем” – проверить на управляемость, расчековать клеванты и выполнить развороты влево, вправо и торможение.
При отсутствии работоспособности основного купола, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ

Полный отказ.

Отказ

Действия парашютиста

Не зацеплен карабин вытяжной веревки, обрыв вытяжной веревки.

Поддерживая положение прогиба, выдернуть подушку отцепки и раскрыть ПЗ.

Частичный отказ.

Отказ

Действия парашютиста

Нажмите для увеличения!Перехлёст

 

Контроль высоты, попытаться устранить – расчековать стропы управления и резким движением обеих рук вниз, натянуть стропы управления, пауза, отпустить вверх, действуя по принципу “двух попыток”. Если не получается или не позволяет высота, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ.

Не наполнение купола – груша
Нажмите для увеличения!

Контроль высоты, поддерживая положение прогиба, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ.

Проблемы с основным парашютом.


Проблемы

Действия парашютиста

Нажмите для увеличения!Закрутка строп

Контроль высоты, не трогая стропы управления, помогая своим телом, раскрутиться, только после этого можно расчековать стропы управления.

Несход слайдера
Нажмите для увеличения!

Контроль высоты, расчековать стропы управления и резким движением обеих рук вниз натянуть стропы управления, пауза, отпустить вверх.

Порыв купола, обрыв строп.
Нажмите для увеличения!

Контроль высоты, проверка управляемости парашюта “Наполнен – Устойчив – Управляем”, Не деформирован. Пробуем развороты влево, вправо, режим торможения. Если нет уверенности в возможности управления куполом и безопасного приземления, использовать действия на отцепку основного купола и открытие ПЗ.

Всегда помнить и делать:
Контроль высоты.
Проверка работоспособности купола “Наполнен – Устойчив – Управляем”.
Не можете контролировать свой купол, используйте действия на отцепку и раскрытие ПЗ.
Не уверен – отцепляйся и раскрывай ПЗ.

 Проблемы со стропами управления  

Ситуация

Действия парашютиста

Непреднамеренная расчековка стропы управления

Если в процессе раскрытия одна из строп управления непреднамеренно расчекуется, купол вероятно, начнет быстрый разворот и может перейти в закрутку, кроме того, может подлипнуть крайняя камера.
Если стропы не закручены, быстро схватите обе стропы управления и потяните вниз. Этим маневром вы расчекуете вторую стропу управления, уменьшите горизонтальную скорость и остановите разворот. Если непреднамеренная расчековка совмещается с закруткой строп, расчековка второй стропы управления не даст положительного результата. Контролируйте высоту и старайтесь раскрутиться.

Нерасчековка – заклинивание стропы управления.

Если обе стропы управления не расчековываются, просто управляйте задними свободными концами. Если одна из строп управления расчекована, затяните ее в положение, когда купол летит ровно, и затем контролируйте направление полета, управляя рабочей стропой. Удерживая расчекованную стропу управления, попытайтесь развязать нерасчекованную стропу. Контролируйте высоту. Обеспечьте приземление на безопасной площадке.

Обрыв стропы управления.

Расчекуйте вторую стропу управления. Управляйте куполом задними свободными концами.

 Особые случаи под открытым куполом.

Ситуация

Действия парашютиста

Столкновение с другим парашютистом под куполом

Отверните для избежания столкновения вправо. Если столкновение неизбежно – разведите руки и ноги в стороны для предупреждения прохождения через стропы другого купола.
Если столкновение произошло и купола перепутались - возможно сильное вращение. Необходимо установить контакт голосом и сообщать о своих действиях. При этом тот кто выше - отцепляется первым и открывает ПЗ, по возможности отсоединив RSL. 
 Тот кто висит ниже – не отцепляет главный парашют, пока из него не выберется партнер. При этом все отцепки производятся до высоты 300 м, ниже - открытие ПЗ без отцепки

Совместная работа двух парашютов (основного и запасного).

                           Ситуация

           Действия парашютиста

С открытым основным и раскрывающимся запасным
Если позволяет высота, встряхните лямки запасного парашюта, чтобы помочь ему открыться и приготовьтесь ко всему, что может поледовать за этим:

При стабильном “биплане”

Оставьте зачекованными стропы управления заднего парашюта и мягко управляйте с помощью переднего. Не делайте торможение при приземлении. Отцепка основного запрещена во избежание запутывания.

При стабильном положении “рядом друг с другом – веер”

Управляйте мягко, используя большой парашют; не делайте торможения на приземлении. Основной парашют может быть безопасно отцеплен в этой ситуации. Отсоедините Транзит (RSL) перед отцепкой.

При пикировании двух куполов

Отсоедините Транзит (RSL) и выполните отцепку.

С перепутанными основным и запасным парашютами

Постарайтесь разделить парашюты, используя свободные концы. Будьте очень осторожны в отношении отцепки, так как она может усугубить ситуацию.

 Приземление на преграды.

Помните всегда, что парашют управляем и Вы можете уйти от преград.
Изучите на карте аэродрома все преграды и возможные площадки для приземления вне аэродрома во избежание попадания на преграды. В случае необходимости уйти от препятствия, выполнять приземление “поперёк ветра” или “по ветру”.
При ошибках в парашютировании приземляйтесь параллельно посадкам, линиям электропередачи, строениям.

Приземление в лес, на деревья

При приземлении на деревья, отсоедините Транзит и примите защищённое положение тела: ноги плотно сожмите вместе (ступни не перекрещивать), локти опустите вниз и прижмите к груди, руки перекрестите перед лицом, не выпускайте строп управления. Приземление в лес осуществляется на полной скорости. Быть готовым к жесткому приземлению и готовности к перекату. Если Вы зависли и не травмированы, подайте знак руками лётчику кружащему вокруг Вас. Ждите квалифицированной помощи, если Вы не уверены, что сможете безопасно освободиться от зависания.

На воду

Перед приводнением отсоедините транзит, на высоте около 50 метров. НЕ ОТЦЕПЛЯЙТЕСЬ непосредственно перед приводнением. После приводнения выдернуть подушку отцепки, затем нырнуть в противоположную сторону от упавшего в воду основного купола, во избежание запутывания в куполе или стропах.

Линии электропередачи

ИЗБЕГАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО.
Выполняйте приземление параллельно проводам, не касайтесь более чем одного провода одновременно. Если Вы повисли – ожидайте квалифицированной помощи. Не прикасайтесь ни к чему, что может иметь контакт с землёй.

Преграды

Здания, сооружения, ЛА, автомобили

Ноги и ступни плотно сжать вместе. Принимайте удар об препятствие ступнями ног. Быть готовым к жесткому приземлению и готовности к перекату.

 

Протаскивание после приземления может возникнуть во время прыжков выполняемых при сильном ветре. Для того чтобы погасить купол необходимо выбрать одну из строп управления на максимальную длину.

 Турбулентность.
Определение: состояние потока жидкости или газа, при котором поток неровный. Скорость и направление потока быстро меняются. 
Самый лучший способ бороться с турбуленцией - избегать ее. Возьмите в привычку предугадывать, в каких местах турбулентность наиболее вероятна, и стремитесь избегать их. Места по ветру от зданий и других препятствий - основная зона турбулентности. Когда поток ветра перетекает через препятствие, возникает турбулентность – так же, как когда поток воды перетекает через камень. Как правило, турбулентность может распространяться на расстояние, в 20 раз превышающее высоту препятствия. Если вы летите за другим куполом, вы можете попасть в завихрения воздуха от краев этого купола, и в разряженный воздух позади него. Лопасти работающего ЛА создают огромный турбулентный поток. В теплый день темные поверхности (асфальт или любая поверхность, более темная, чем окружающее пространство) поглощают солнечное тепло и выпускают его в атмосферу, вызывая восходящие потоки. При пролете над темной, а затем над более светлой поверхностью (и наоборот) можно почувствовать турбулентность. Грозы приносят с собой высокие и плотные турбулентные потоки. 
Перед каждым прыжком смотрите на площадку приземления, проверяйте направление ветра и отмечайте места, где возможно возникновение турбулентности. Планируйте свой заход так, чтобы избежать этих мест. Имейте запасной план на случай плотного движения, длинной выброски и т.д. Помните о турбулентности в случае, если направление ветра изменится. 
Если вы оказались в зоне турбулентности при заходе на посадку, пролетайте ее в полном режиме (клеванты полностью отданы вверх) и удерживайте купол против ветра при помощи коротких вводов клевантами. Чем больше горизонтальная скорость купола, тем больше внутреннее давление в его секциях. Чем больше давление в секциях купола, тем больше он будет сопротивляться "складыванию". Если ваш купол болтает из стороны в сторону или начинают складываться крайние секции - используйте клеванты, чтобы держать его прямо против ветра, и приготовьтесь к перекату. Никогда не сдавайтесь. 
Безопасная зона на подветренной стороне объекта начинается на расстоянии, равном произведению высоты объекта на половину скорости ветра в км/ч. Например, дом высотой 8 метров при скорости ветра 30 км/ч даст протяженность опасной зоны на подветренной стороне 120 м, в то время как гора 200 м при ветре 30 км/ч - 3 км".


Зона турбуленции за строениями.

 

При работе не бойтесь находиться над куполом товарища, это не влияет на безопасность прыжка. В группе не рекомендуется заходить на цель в спутной струе впереди идущего парашютиста, так как последует провал.

 

 

 

У Д А Ч Н Ы Х    П Р Ы Ж К О В   ! ! !