Начальная подготовка парашютистов в Аэроклубе «ОДЕССА» Тема 7. Действия парашютиста на этапах прыжка.

Тема 7.
Предпрыжковая подготовка.
При подготовке к прыжку нужно составить план прыжка, в котором предусмотреть все вплоть до мелочей. 
Расчет прыжка.
 
Характерные линии и точки 
Ориентирная линия, база и прямая выхода на цель. 
Ориентирной линией называют условную прямую на местности, соединяющую расчетную точку отделения от самолета с точкой приземления парашютистов. Этой линии парашютист держится в процессе сближения с целью. Ее направление определяется направлением ветра, а длина — силой ветра.
База — это контрольная точка на местности (обычно100-метровый круг – зависит от силы ветра), в которую должен выйти парашютист на высоте 100 метров для атаки цели.

С базы начинается прямая атаки цели. Это мнимая линия, обозначающая траекторию снижения от момента, когда парашютист был над базой и до момента его приземления в центре круга. 

Заход самолета на выброску

Выполняется в основном против ветра через крест, с определенным курсом. При проходе цели парашютист должен включить секундомер и пройти с этим курсом заранее рассчитанное время, в зависимости от силы ветра, контролируя себя при этом по углу визирования на цель. Самолет должен проходить строго посередине створа ветра. 
Створ ветра — это линия, проходящая посередине конуса возможности попадания от генерального курса захода, при которых парашютист, используя горизонтальную скорость парашюта, может еще выйти в район нормальной обработки цели. 

 Заход на выброску посередине створа ветра 
 
 Конус возможности попадания.

 

Построение маршрута планирования.

В идеальном варианте траектория планирования парашютиста при прыжках на точность приземления выглядит, как показано на рис. Перед уходом в воздух очень важно правильно построить план прыжка на земле. Для этого уточняются метеоданные, намечаются ориентиры по заходу, расстояние до них от цели. 
 
Построение маршрута при прыжках на точность приземления: 1, 2, 3, 4-развороты 
После отделения от самолета и наполнения парашюта парашютист, маневрируя куполом, выходит в район первого разворота. При этом на пути к нему спортсмен должен исправить ошибки выброски по створу и по дальности выброски. До выхода в район 1-го разворота следует несколько раз проверить силу ветра, разворачивая купол парашюта на малый снос. 
На этом этапе весьма важным является правильное распределение внимания. Выполняя маневры, парашютист обязан следить за высотой над контрольными точками, не терять из виду цель, фиксировать изменение ветра по силе и направлению, контролировать свое положение относительно створа, наблюдать за работой впереди идущих парашютистов, стараться как можно точнее определить направление и силу ветра в приземном слое. Заход на цель строится по-самолетному и выполняется со стороны, обеспечивающей видимость конуса при заходе. При выходе в исходный район парашютист еще раз проверяет воздушную обстановку (на малом сносе проверяются режимы), и в соответствии с ней строится коробочка, которую образуют: выход в район 1-го разворота, 2-й разворот, 3-й разворот и заход в зону 4-го на высоте и удалении 100 метров. В случае запаса высоты в базовом районе ее можно потерять маневрированием в режиме торможения в виде буквы Z. Потеря высоты в базовом районе разворотами на 360° не допускается, это небезопасно. 
Следует обязательно пронаблюдать за работой других парашютистов и, основываясь на их результатах, внести соответствующие коррективы в план своего прыжка вплоть до обработки цели. К сожалению, некоторые парашютисты пренебрегают наблюдением за работой своих коллег, в результате чего их зачастую ожидает горькое разочарование после выполнения прыжка ими самими.
Конус-указатель силы и направления ветра должен быть одинаково отторирован на силу и направление. Например, если конус висит — ветер 0 м/с; конус держит форму, но хвост его опущен — ветер до 3 м/с; конус напряжен, расправлен во всю длину — ветер 6 м/с; конус напряжен, хвост забрасывается вверх — ветер более 6 м/с.  
Действия парашютиста на этапах прыжка.

Основные вопросы:

  • Отделение от самолета.
  • Раскрытие парашюта.
  • Парашютирование.
  • Приземление и сборка парашюта.

Отделение от самолета См-92.
Парашютисты покидают самолёт по команде инструктора «Пошел». Спортсмен, готовящийся выполнить прыжок в данном заходе, встаёт и занимает изготовочную позу. Парашютист руками берётся за поручни, ногами становится на подножку. Встает на подножку, разворачивает туловище по ходу самолета, левую руку убирает на живот одновременно подтягиваясь правой рукой и отталкиваясь правой ногой (в сторону, не отталкиваться вверх) с доворотом корпуса на поток, выполняет отделение от самолёта «Лицом на мотор».
 Отделение  парашютиста  выполняется   на  поток,   прогнувшись.

Отделение от самолета Ан-2.
Парашютисты покидают самолёт по команде инструктора «Пошел», которая сопровождается звуковой сиреной и световой сигнализацией. Инструктор жестами покажет, кто должен встать и приготовиться к прыжку. ЛА при полете покачивает, поэтому передвигаться внутри его, нужно методом подшагивания, держась за поручни  руками. 
Спортсмены, готовящиеся выполнить прыжок в данном заходе, встают и занимают изготовочную позу. Парашютист правой рукой берётся за обрез двери, правую ногу становит на обрез двери, одновременно подтягиваясь правой рукой и отталкиваясь правой ногой с доворотом корпуса на поток, выполняет отделение от самолёта «Лицом на мотор». Отделение  парашютиста  выполняется   на  поток,   прогнувшись.
Сразу после отделения от ЛА вы начинаете отсчет времени. Говорите вслух, громко – 221,222,223. В этот момент Вы почувствуете как кто-то, сильной рукой, встряхнул Вас за шиворот. Не волнуйтесь, это раскрылся  купол Вашего основного парашюта. Это называется динамическим ударом.  За время Вашего отсчёта, должен раскрыться и наполниться купол Вашего парашюта.
Почему нужно считать 221,222,223 а не раз, два, три? Потому что Вам необходимо отсчитать 3, либо более, секунды времени, а с непривычки, точнее со страху, до трех можно посчитать за долю секунды.

Раскрытие парашюта.
По способу раскрытия парашюта, различают прыжки с принудительным раскрытием и с ручным раскрытием.  Почувствовав   рывок  на  раскрытии   парашютист   поднимает  голову  вверх   и  осматривает   купол.   Купол  должен  иметь   правильную   форму  и  не  иметь  неконтролируемого   вращения.  При закрутке строп не трогая стропы управления, помогая своим телом, раскрутиться, только после этого можно расчековать стропы управления. Взять  в  руки  стропы  управления,   расчековать  их  и   дать куполу максимальную скорость,   тем   самым,   стягивая   слайдер,   что   позволяет   куполу   наполниться  полностью.  После  этого   парашютист   переводит купол в средний режим, соблюдаю круговую осмотрительность, визуально   находит   цель на   площадке  приземления;  производит  последовательно   левый  и  правый   развороты,   а   также   тренаж   в   остановке  купола,   постоянно   контролируя   “крест”.   На  высоте 300 м,   держа  купол   в  среднем  режиме,  построить   “коробочку”   захода  (крайний   разворот   на   высоте  100 м.),  непосредственно   перед  касанием  земли   произвести,  затягиванием   строп   управления,  остановку   купола  до  скорости   0 м/сек.

Управление куполом и приземление.
Темы:

  • Проверка работоспособности купола.
  • Осмотрительность в воздухе.
  • Ориентация.
  • Варианты погодных условий.
  • План снижения.
    • Зоны аэродрома, три контрольные точки.
    • Траектория снижения до выхода на 1-ю контрольную точку.
  • Знакомство с режимами управления куполом.
  • Заход на приземление через контрольные точки.
  • Техника приземления.
  • Действия парашютиста после приземления.

1. Проверка работоспособности купола.
Почувствовав динамический рывок от раскрывшегося купола, парашютист должен:
Поднять голову вверх и осмотреть купол
При закрутке строп не трогая стропы управления, помогая своим телом, раскрутиться
Взяться за петли управления (клеванты), расположенные на задних свободных концах и рывком вниз расчековать стропы управления, приведя этим купол в рабочее состояние. 
Оценить работоспособность парашюта в соответствии с критериями:
НАПОЛНЕН – УСТОЙЧИВ – УПРАВЛЯЕМ
НАПОЛНЕН – все секции парашюта наполнены воздухом
УСТОЙЧИВ – отсутствуют произвольные вращения и раскачка
УПРАВЛЯЕМ – купол слушается строп управления.

2. Осмотрительность в воздухе.
Убедившись в работоспособности парашюта, необходимо осмотреть воздушное пространство вокруг себя и снизу, убедиться в отсутствии других парашютистов на расстоянии менее 50 м.
Осмотр вокруг себя необходимо выполнять постоянно в течение всего снижения. Это называется круговой осмотрительностью.

3. Ориентация.
Необходимо сориентироваться на местности, от больших ориентиров к меньшим:

  • Найти взглядом аэродром
  • Определить нахождение места приземления
  • Направление ветра и приземления

Определение аэродрома с высоты производится по характерным ориентирам аэродрома Майское, которые оговариваются на предпрыжковой подготовке.

4. Варианты погодных условий.
При прыжках в сильный ветер, а также при штилевой погоде (что оговаривается непосредственно перед каждым прыжком) существуют следующие правила для парашютистов:
В сильный ветер после ориентирования, немедленно поставить купол против ветра натяжением любой стропы управления (развернутся спиной к цели) и дать куполу полную скорость (руки – максимально вверх). По перемещению под ногами наземных ориентиров определить, насколько парашют справляется с ветром на данной высоте. Только убедившись, что нет опасности улететь за пределы аэродрома, можно начинать различные маневры под куполом.
 В слабый ветер (штиль) – если раскрытие произошло за пределами аэродромного поля, после ориентирования немедленно развернуть купол лицом к цели и дать ему полную скорость. Стоять в таком положении до тех пор, пока парашютист не окажется над полем аэродрома.
На высоте 500-600 метров парашютист должен быть в пределах аэродрома.

Построение захода на цель при ветре 0-3 м/с

Выход в исходный район выполняется свободно, с отклонением от линии створа 100-150 м в обе стороны. В район 1-го разворота (100-метровый круг) следует выйти на высоте 300 м, на пути к развороту проверить метеоусловия на малом сносе. 2-й разворот выполнить с таким расчетом, чтобы пройти траверз цели приблизительно по касательной к 100-метровому кругу с внешней стороны. От 2-го к 3-му развороту проверить ветер на нейтральном куполе, развернувшись лицом к цели.

 

 

 

Определение силы ветра на нейтральном куполе

От 2-го к 3-му развороту спортсмен разворачивается лицом к цели, с помощью клевант ставит нейтральный купол точно в створе. Если парашютист завис при этом на месте или движется по ветру с небольшой горизонтальной скоростью, значит, ветер в приземном слое 0-3 м/с. Если купол движется более энергично, то ветер у земли порядка 3-5 м/с. При этом если парашютист находится вне створа, то купол начинает доворачиваться по створу, <хвост> как бы заносится вперед, появляется боковое смещение. Если парашютиста при этом сносит относительно цели очень быстро, то сила ветра у земли 7 м/с и более. После определения силы ветра и направления, с учетом полученных данных парашютист заходит на базу. 
 4-й разворот выполнить так, чтобы в районе 100-метрового круга высота была не ниже 100 м. 
Действия на прямой должны осуществляться в среднем режиме работы купола. В этом случае спортсмен имеет возможность маневрировать скоростью в сторону увеличения (при недоходе) и в сторону уменьшения (при переходе). Работа стропами управления должна быть плавной, диапазон движений небольшой. Ни в коем случае нельзя допускать резких и сильных движений, так как парашютист при этом раскачивается под куполом, сбивается горизонтальная скорость, для набора которой требуется время. Кроме того, теряется линия визирования на цель. 
При заходе на цель в данных условиях не рекомендуется делать короткую прямую, так как это усложняет заход и точную обработку цели. После выхода на прямую необходимо в первую очередь выполнить коррекцию по направлению, а уже затем  — по глиссаде. 
При исправлении грубых ошибок, связанных со входом в створ ветра, необходимо, пока есть высота, встать точно в створ. Мелкие ошибки устраняются подскальзыванием в сторону створа. Как только парашютист займет нужное положение в створе, ему следует сделать плавный доворот на цель противоположным клевантом при одновременном плавном возвращении первого клеванта в средний режим.

Построение захода на цель при ветре 4-6 м/с

Маневрирование до исходного района в этих условиях сильнее ограничено, чем при ветре 0-3 м/с. Необходимо строже держаться в конусе возможностей парашюта, ближе к его оси. До 1-го разворота сделать 2-3 проверки ветра на малом сносе купола. Третью проверку можно сделать на нейтральном куполе — боком к цели. После уточнения условий внести соответствующие коррективы в план прыжка. 
Построение коробочки производить на среднем режиме работы купола, при необходимости маневрировать горизонтальной скоростью. Не доходя траверза цели, после 2-го разворота, обязательно провести проверку условий на нейтральном куполе лицом к цели. Выход в базовый район осуществляется доворотом на цель с увеличением скорости до 5-7 м/с. Базовый район, в зависимости от ветра, выбирается на расстоянии 30-50 м и на высоте не ниже 100 м (чем сильнее ветер, тем ближе база) (см. рис.). 
Доворот на цель следует выполнять с меньшим радиусом. При маневрировании скоростью нельзя убирать скорость до нуля, так как парашютиста снесет назад встречным ветром. Для набора скорости потребуется время, при этом возможны потеря высоты и недоход. 
При проходе участка от 3-го разворота к 4-му обязательно надо делать поправку на снос. В случае выхода на базовую точку на полной скорости и плавного разворота на цель последний осуществляется с большим заносом с одновременным удалением от центра круга. Кроме того, в этом случае можно оказаться вне створа ветра, и такую ошибку исправить при данных условиях 

труднее. На прямой следует постоянно вести анализ метеоусловий, маневрируя скоростью. Купол держать на Vг.п=5 м/с, цель визировать с незначительным переходом. Если при нажатии клевантов торможение эффективно, то они плавно опускаются в режим Vг.п. = 5~6 м/с. Работа стропами, как и в условиях слабого ветра, идет с уменьшением диапазона по мере приближения к цели. Нужно точно держать створ ветра на прямой, так как выход непосредственно к цели вне створа не гарантирует высокого результата. 
Построение захода на цель при ветре 6 м/с и более.
 При маневрировании после отделения от самолета в сильный ветер необходимо находиться как можно ближе к осевой линии створа. В плане прыжка предусмотреть больше контрольных точек, делать расчет так, чтобы чередовать торможение с движением по ветру, что обеспечивает возможность наблюдения за воздушной обстановкой в районе цели. Исходный район выбирается не ближе 200 м от цели. Начало построения коробочки аналогично построению в средний ветер, но боковое смещение производится вдоль самой линии створа на расстояние в пределах радиуса разворота. При выходе к базовому району купол доворачивается под углом 30-45° к линии створа. Базовая точка находится точно над целью. Выход на базу выполняется с отдачей всей скорости купола, а коробочка делается в два доворота. Если при довороте притормаживать, то купол быстро сносится назад и в дальнейшем очень трудно занять выгодное положение над целью. 
В данных условиях особенно затруднительно точное приземление парашютистов с легким весом под недозагруженным куполом, так как скорость горизонтального перемещения у них меньше, чем заложено в тактико-технических данных парашюта. Если парашютист весом 75 кг и более при ветре 6-7 м/с может продвигаться против ветра вперед с незначительной скоростью, то легковес лишен этой возможности. Выход над целью делается на высоте 50-70 м. Маневрирование и проверка проводятся в верхнем режиме крайне осторожно, незначительным натяжением клеванты. 

Обрабатывая цель, нельзя задерживать клеванты в режиме торможения, так как может произойти сброс парашютиста с вертикали над целью, и занять нормальное положение над целью будет очень трудно. 
При ветре более 6 м/с можно использовать другой метод захода от исходной до базовой точки. Надо притормозить купол до нулевой путевой скорости, движение назад происходит за счет силы ветра. При этом одна рука, которая находится ближе к створу, нажимает на клевант. Купол идет как бы со скольжением с постепенным доворотом на цель, что создает удобство для наблюдения за ней. За счет постепенного доворота спортсмен оказывается в центре створа, почти лицом к цели. В это время следует сделать обратный доворот с таким расчетом, чтобы оказаться над целью и точно в створе ветра, после чего поставить клеванты в полный режим. Визируя цель под собой или чуть сзади, небольшими движениями рук удерживать парашют точно над целью, не допуская скольжения влево или вправо. 
Обычно опытные спортсмены хорошо обрабатывают цель на планирующих парашютах на скоростях ветра до 10 м/с, при этом нужно грамотно выбирать упреждение на ветер над целью.

  • План снижения.

Для всех остальных погодных условий после нахождения места и направления приземления, необходимо наметить ориентиры для выполнения плана снижения:
Мысленно разделить аэродром на две части линией, проходящей через цель перпендикулярно направлению ветра и запомнить, что заходить на дальнюю половину на высоте до 300 м. нельзя. Снижение до этой высоты выполняется на первой половине аэродрома по змеевидной траектории с постепенно сужающейся амплитудой, по мере приближения к цели (амплитуды «змейки» в начале спуска – по времени 10-12 сек. в каждую сторону).
 
Для упрощения конечной задачи существуют контрольные точки, через которые парашютист должен провести снижение:
1 – в створе ветра лицом к цели (по ветру), высота 300 м., удаление 300 м.
2 – на траверзе цели (боком), высота 200м., удаление от цели 200 м.
3 – в створе ветра лицом к цели (против ветра), высота 100м.
После раскрытия парашюта и его осмотра, парашютист должен снижаться с таким расчетом, чтобы на высоте 300 м. оказаться над 1-й контрольной точкой, которую должен наметить себе при нахождении ориентиров.
При правильном выполнении всех этапов прыжка парашютист должен приземлится в районе цели.
6. Знакомство с режимами управления куполом.
            На первых прыжках, пока парашютист не знаком с режимами управления куполом или владеет ими недостаточно уверенно, он должен постоянно заниматься в воздухе тренировкой в управлении парашютом от момента раскрытия до высоты 300 м, при этом парашютист должен постоянно вести круговую осмотрительность и контролировать направление своего перемещения над аэродромом.
Тренировка в управлении куполом включает:
Знакомство со скоростными режимами:


Полная (максимальная) скорость

Верхнее положение рук с клевантами (10-12 м\с)

Средняя скорость

Руки с клевантами на уровне плеч (4-5 м\с)

Минимальная скорость

Руки с клевантами на уровне пояса (1,5 – 2 м\с)

Развороты производятся путем натяжения соответствующей стропы управления:
Разворот на 360 градусов происходит приблизительно за 7 сек. с потерей высоты около 35 метров. Для более быстрого разворота с меньшим радиусом по горизонту рекомендуется сначала втянуть обе стропы до уровня плеч, а затем одну стропу управления натянуть вниз, а другую отдать вверх. По окончании разворота обе стропы управления вернуть в среднее положение.
Режим торможения «подушка»
При одновременном втягивании строп управления из верхнего положения в крайнее нижнее, вертикальная скорость снижения в первые 3-5 сек. падает 
до 0-2 м\с. Этот режим используется для обеспечения мягкого приземления.
Во время тренировки на высоте необходимо отработать оптимальную скорость  перевода строп управления в нижнее положение, следя при этом за синхронностью рук. Правильное положение рук – перед и вдоль корпуса.
При удерживании строп управления в нижнем положении дольше 5 сек. вертикальная скорость увеличивается до 6 м\с., парашют входит в так называемый режим «свала», появляется ощущение «лифта». При этом горизонтальная скорость минимальна, купол неустойчив по крену. Режим безопасен на высоте, но у земли вводить купол в режим «свала» нельзя, в избежание травм при приземлении. Выйти из режима «свала» можно путем плавного возврата строп управления в среднее и верхнее положение. При резком отпускании строп управления, купол приобретает продольное раскачивание (с "клевком" вперед и потерей высоты), которое исчезает 
через 2-3 сек.
На более поздних прыжках можно выполнять тренировки управления куполом с помощью свободных концов:
Разворот на передних и задних свободных концах
Увеличение горизонтальной скорости натяжением передних свободных концов.
Парашютист, овладевший техникой управления куполом, при работе в воздухе действует автоматически, не задумываясь.

7. Заход на приземление через контрольные точки.
На высоте 300 м парашютист должен оказаться в районе 1-ой контрольной точки. Для правильного определения точки на земле, над которой парашютист находится в данный момент, он должен смотреть на землю через свой бок и ногу (слева и справа), а не спереди. 
Начиная с высоты 300 м, нужно прекратить все тренировки в управлении куполом и все последующие маневры выполнять только в среднем режиме (за исключением действий при приземлении).
Пройдя 2-ю контрольную точку (200*200 м), парашютист должен выполнить разворот так, чтобы на высоте 100 м оказаться над 3-й контрольной точкой лицом к цели строго против ветра. Удаление этой точки от цели 100 м дано для ветра у земли 1-3 м\с.
При скорости ветра у земли 4-6 м\с, это удаление будет около 50 м.
При скорости ветра 7-8 м\с это удаление равно 0, т.е. парашютист должен развернутся лицом против ветра практически над самой целью.
Если в процессе снижения парашютист допустил ошибки в маневрировании, в результате которых приземление в районе цели стало невозможным, он в любом случае должен выполнить главное правило:

ПРИЗЕМЛИТЬСЯ СТРОГО ПРОТИВ ВЕТРА.

            Для этого, независимо от нахождения парашютиста по отношению к цели с высоты 100 м он должен развернуть купол против ветра и далее выполнить все требования по приземлению.
            При отсутствии в этом случае указателя ветра в районе приземления, для определения направления приземления, руководствуются наземными ориентирами – возможными дымами, положением солнца и другими ориентирами, которые оговаривались на предпрыжковой подготовке.


8. Техника приземления.
            После выполнения крайнего разворота на высоте не ниже 100 м, парашютист должен приготовится к приземлению:
Поставить купол строго против ветра в направлении на цель или другой намеченный ориентир и удерживать это направление с помощью строп управления.
Если цель находится близко, (что определяется по углу визирования), стропы управления («клеванты») держать на уровне плеч до высоты 20 м., затем дать куполу полную скорость. Если после разворота парашютист видит большое удаление от цели – сразу же дать куполу полную скорость.
С высоты 20 м ноги должны быть плотно сжаты вместе, слегка согнуты в коленях и полу напряжены, ступни параллельно земле,  смотреть нужно в точку вероятного приземления и на высоте 5-3 метра нужно плавно и одновременно втянуть обе стропы управления до уровня пояса. Приземление производится на полные ступни сведенных вместе ног, в момент приземления парашютист не должен пытаться обязательно устоять на ногах, если не удалось «поймать подушку», необходимо упасть вперед или набок, сделать перекат. При приземлении нет необходимости устаивать на ногах, легкий перекат в сторону хорошо смягчает приземление. Не подражайте спортсменам парашютистам! Их расставленные при приземлении ноги говорят о большом опыте. Нельзя выставлять руки навстречу земле, в случае падения назад – голову вобрать в плечи, округлить спину и сгруппироваться,  не отставлять руки назад.
Ну что ж, Вы уже на земле! Можете выражать эмоции любым известным способом, но не забудьте «погасить» купол, если он наполнен ветром и, наверное, подобно парусу, тянет Вас по земле. "Погасить" - не дать куполу исполнить роль паруса, распластать его на земле. Если купол под действием ветра протаскивает парашютиста по земле, необходимо погасить купол натягиванием любой стропы управления.
Чувства переполняют Вас…, хочется, чтобы весь мир увидел Вашу радость. Но…! Сначала, поднимите руку вверх и покажите тому, кто Вас встречает, что с Вами всё в порядке. Если Вы нуждаетесь в медицинской или иной помощи, подайте сигнал, любым доступным способом. Ваше долгое лежание на грунте, также будет воспринято, как сигнал бедствия.  Теперь, как настоящий парашютист, осмотритесь вокруг, может кому-то нужно помочь погасить купол, либо оказать какую-то другую помощь. Если вокруг всё в порядке увяжите стропы бесконечной петлёй. А теперь, соберите купол. А теперь пешком к стартовой площадке, пешком. Если же Вы ошиблись с расчетом прыжка и улетели далеко, Вас заберут на клубной машине.

9. Действия парашютиста после приземления.

После приземления парашютист обязан:
Осмотреться вокруг, определить, не находится ли он на ВПП, нет ли сверху парашютистов, готовящихся к приземлению в том же месте. Если приземление произошло на ВПП, необходимо немедленно смотать парашют на руки восьмеркой и кратчайшим путем освободить полосу. 
Никогда не пересекайте взлетную полосу, и не находитесь над ней под куполом на высоте менее 150 метров. После приземления парашютисты в городок идут вдоль полосы, а не по ней, и пересекают её после взлета или посадки самолета.
Не находитесь под открытым куполом на высоте ниже 100 м над строениями, местами стоянок ЛА.
Если при движении на старт необходимо пересечь ВПП, то парашютист обязан сначала убедиться, что полоса свободна от взлетающих и садящихся самолетов, а уж затем пересекать ее;
При передвижении по аэродрому самолет всегда обходить только сзади, независимо от того, работают ли винты или нет;
Бережно относится к снаряжению – комбинезон, шлем, высотомер, и парашют;

Сборка парашюта после прыжка.

    • Приземлившись, парашютист собирает стропы бесконечной петлей, собирает купол. Обязательно подобрать весь купол, следить, чтобы он не волочился по траве и земле. Необходимо взять купол и стропы на руки и идти на старт.После завершения прыжка сдать парашютное снаряжение в целостности и сохранности.
    • Если парашют не укладывают на следующий прыжок его необходимо     уложить в сумку. Для этого собрать стропы бесконечной петлей, свернуть купол. Уложить в сумку ранец с подвесной системой металлическими деталями к сумке. Положите свернутый купол парашюта со стропами со стороны дна ранца. Закройте сумку.

 

  • Разбор прыжка.

Парашютист рассказывает, что он делал, видел, чувствовал от отделения до раскрытия, управление куполом и приземление. Инструктор рассказывает действия парашютиста, делает замечания. По вашему желанию, в прыжках может принимать оператор. После выполнения прыжка, отснятый материал внимательно просматривается студентом и инструктором, проводится тщательный анализ прыжка, работа над ошибками и подготовка к следующему прыжку.