Начальная подготовка парашютистов в Аэроклубе «ОДЕССА» Тема 1. Организационные вопросы. История парашютизма.

                       

                             

 

 

                                                                                                                               Одесса 2008

                                                                                                                

                                                                                                                             ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Это руководство предназначено для самостоятельной теоретической подготовки и позволяет Вам, начинающим парашютистам, полностью сосредоточится на усвоении новой информации, которая будет предложена инструкторским составом аэроклуба в ходе занятий.
Каждый Ваш прыжок по учебной программе  -  это значительное мероприятие, и с точки зрения приложенных усилий, и в финансовом отношении. Чтобы успешно выполнить парашютный прыжок старайтесь хорошо отдохнуть перед его выполнением. Одевайте одежду, соответствующую погоде, будьте готовы к холодному утру и к жаркому солнечному дню. Приезжайте чуть раньше указанного в расписании времени регистрации. Это даст Вам возможность и время подготовиться к прыжкам.
Не разочаровывайтесь, если Вам придется повторять вновь какое ­либо задание инструктора. Поверьте: если инструктор Вам это рекомендует, значит это в интересах Вашей же безопасности!
  Большую помощь Вам окажет видео съемка Ваших прыжков, и мы советуем, чтобы при выполнении прыжков с Вами прыгал воздушный оператор.
Старайтесь самостоятельно готовиться к парашютным прыжкам дома, используя это пособие и рекомендации инструктора.

СТРЕМИТЕСЬ ВСЕГДА ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРЫЖКОВ!

Тема 1.
Организационные вопросы. Краткая история парашютизма.
Регистрация, оформление заявления и медстраховки. Первичный инструктаж по охране труда и безопасности выполнения прыжков. История парашютизма.
Тема 2.
Теоретические основы прыжка с парашютом.
Принцип действия и взаимодействие частей парашюта. Аэродинамика парашюта. Основы управления парашютом. Взаимодействие основного купола с запасным.
Тема 3.
Конструкция и укладка основного парашюта.
Тактико-технические данные парашюта «Навигатор». Основные части изучаемого парашюта. Этапы укладки. Контроль укладки. Правила эксплуатации парашютной системы и подготовка парашютиста к прыжку. Снаряжение парашютиста, правила надевания и подгонки подвесной системы. 
Тема 4.
Конструкция и укладка запасного парашюта.
Тактико-технические данные запасного парашюта. Основные части запасного парашюта. Работа парашютной системы. Этапы укладки и контроль.
Тема 5.
Парашютные страхующие приборы.
Назначение, принцип действия и конструкция прибора. Подготовка к работе и установка прибора на парашют. Правила эксплуатации.
Тема 6.
Ознакомление с ЛА. Тренировка размещения в ЛА. Тренировка отделения от ЛА, правила передвижения по аэродрому. Меры безопасности.
Оборудование самолета для прыжков с парашютом. Размещение парашютистов в самолете. Сигналы, подаваемые выпускающим. Отделение от ЛА и вынужденное покидание ЛА. Правила передвижения по аэродрому. Меры безопасности.
Тема 7.
Действия парашютиста на этапах прыжка.
Отделение от самолета. Раскрытие парашюта. Парашютирование и управление куполом. Приземление и сборка парашюта.
Тема 8.
Действия парашютиста в особых случаях.
Особые случаи в ЛА. Особые случаи при раскрытии парашюта. Особые случаи под открытым куполом ОП. Особые случаи при приземлении на преграды.

Тема 1.

Организационные вопросы. Краткая история парашютизма.

Основные вопросы:

  • Организационные вопросы.
  • Первичный инструктаж по охране труда.
  • История парашютизма.

Организационные вопросы.
Подготовка парашютистов первичного обучения (ПО) в Клубе проводится согласно Программ подготовки АК «ОДЕССА». До начала проведения занятий каждый обучаемый ПО изучает правила поведения на аэродроме и заявление об освобождении от ответственности, пишет заявление о принятии его в аэроклуб и лично заполняет анкету с медицинским заявлением. Обучение проводят штатные инструкторы аэроклуба в соответствии с Программой подготовки. После прохождения Программы обучения в полном объёме и сдачи зачётов, оформления журнала занятий и инструктажа по охране труда, обучаемый ПО приказом по Клубу допускается к прыжкам. Предварительная подготовка с парашютистами ПО проводится в день прыжка.

Первичный инструктаж по охране труда и действиям парашютиста в воздухе и на аэродроме проводится в процессе проведения занятий. Обучаемым доводятся меры безопасности при движении по аэродрому, при работе на тренажерах, а также при работе с парашютным оборудованием и снаряжением. Каждый обучаемый ПО самостоятельно и за свой счет (на сумму не менее 1000 грн) производит медицинское страхование на период своей парашютной деятельности.

Правила передвижения по аэродрому «Одесса-Лиман». 
Аэродром – это поле, специально оборудованное для выполнения взлета и посадки самолетов и других ЛА. На аэродроме имеются взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные полосы и места для стоянки самолетов. Также, на аэродроме имеется специальные площадки для приземления парашютистов, оборудованные белыми крестами и концентрическими кругами диаметром 25 метров. На границе площадки приземления устанавливается ветроуказатель («Колдун») на штанге высотой 6 м. 

    Аэродром живет по своим строгим законам. Всем парашютистам ПО запрещается самостоятельный выход на лётное поле за ограждение перрона. На аэродроме нельзя находится около взлетной полосы ближе, чем на расстоянии 100 метров. Никогда не пересекайте взлетную полосу и не находитесь над ней под куполом парашюта на высоте менее 150 метров. После приземления, парашютисты ПО идут к месту укладки парашютов вдоль ВПП, а не по ней, и пересекают её только после взлета или посадки самолета. Парашютистам ПО запрещается самостоятельно, без сопровождения инструктора, подходить к авиастоянкам, самолётам и другим ЛА ближе, чем на расстояние 50 м.
    На аэродроме всегда нужно быть внимательным и осмотрительным. Даже тогда, когда нет полётов и прыжков с парашютом – аэродром может понадобиться для посадки пролетающих самолетов или вертолётов. На старте, во время полётов и прыжков с парашютом, спортсмены располагаются в специально отведенном "квадрате". Покидать его можно только с разрешения инструктора. 
    Во время выполнения полётов и парашютных прыжков все присутствующие на старте должны быть внимательны и осмотрительны, особенно – в ходе приземления начинающих парашютистов, так как их приземление возможно в любом месте аэродрома. В случае приземления парашютиста на скопление людей, – первый увидевший это, должен подать команду: "– Внимание, воздух!"
Курить на спортивном аэродроме запрещено! Исключением является территория бара «Крутая тусовка», где разрешается курение в специально отведенном месте.

История парашютизма.
Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. В Китае и России этим легендам около тысячи лет. Магеллан описывает прыжки негров при помощи зонтов из пальмовых листьев. Прыжки с башен, деревьев, гор на различных приспособлениях упоминались у разных народов. Легенды объединены одним: человек может летать опираясь о воздух. Подобные свидетельства разнообразны и интересны. Из достоверной информации известно, что принцип парашюта был впервые сформулирован знаменитым гуманистом 13-го века Роджером Беконом. В своем сочинении "О секретных произведениях искусства и природы" Бекон признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности. Великий Леонардо да Винчи развил эту идею. В одной из его рукописей находится рисунок парашюта пирамидальной формы с подписью под ним: "Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности". Поверхность такого устройства равна примерно 60 кв.м. Площадь миделя - 30 кв.м. Эти данные близки современному круглому парашюту. В начале 17 века идея и конструкция парашюта изложены в книге ученого - Фауста Веранчио. В 1617 году он совершил первый прыжок с парашютом, который построил сам, спустившись с небольшой башни. 
Следующим человеком, о котором доподлинно известно, что он совершил спуск на парашюте, был уроженец города Савойи француз Лавен. В 20-х годах 17 века Лавен за какое-то преступление был заключен в крепость Мольянс. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней с прикрепленным к ним китовым усом, не дававшим куполу свернуться. Ночью Лавен поднялся на высокую крепостную стену и прыгнул с нее в воды реки Изер. Спуск прошел совершенно спокойно, но стража заметила беглеца и задержала его. В 1777 году по улицам Парижа было расклеено необычайное объявление. Оно гласило: "Профессор де Фонтанж изобрел летающий плащ. С этим плащом осужденный к смертной казни за убийство Жан Думье спрыгнет с башни. Если опыт удастся, смертник будет помилован. Все, от мала до велика приходите на площадь смотреть небывалое в истории зрелище". Вот как описывают газеты того времени прыжок Жана Думье: "Думье отправился в сопровождении полицейских к парижскому оружейному складу, где его ожидал профессор де Фонтанж. Для наблюдения за опытом собралось много любопытных. Думье влез на крышу оружейного склада. Профессор надел на него плащ, состоящий из бесчисленного множества мелких покрышек. - "Держите руки горизонтально и старайтесь парить, как птица. Ничего другого от Вас не требуется" - сказал профессор де Фонтанж Жану Думье. Думье прыгнул. Ветер отнес его сначала немного в сторону. Публика с удивлением смотрела на парившего в воздухе человека. Внезапно Думье стремительно полетел вниз. Все вскрикнули. Однако, почти достигнув земли, Думье немного задержался и восстановил потерянное равновесие. Он упал на землю совершенно невредимым. Довольный изобретатель вручил Думье кошелек с золотыми монетами". 
Дальнейшее развитие парашютизма связано с развитием воздухоплавания и 5 июня 1783 года - знаменательная дата в истории всего человечества. Впервые взлетел воздушный шар братьев Монгольфье, наполненный горячим воздухом. Такие шары назвали "монгольфьерами". Вскоре ученый Шарль заменил горячий воздух водородом. Эти шары назвали "шарльерами". Полеты на воздушных шарах были опасны и создание парашюта для спасения людей стало осознанной целью. В том же году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман назвал свое изобретение - "парашют". Оно произведено от двух слов: греческого "para" и французского "chute", что обозначает "против падения". В 1785 году, изобретатель француз Бланшар был первым, кто спасся на парашюте после аварии аэростата. В 1797 году француз Гарнерен первым в мире совершил прыжок с высоты около 700 метров с воздушного шара на мягком привязном парашюте собственной конструкции. Его парашют очень близок к современному круглому парашюту: круглый, мягкий, без каркаса и с полюсным отверстием. 
Первой женщиной-парашютисткой стала племянница Гарнерена - Елизавета. Она совершила около 60 прыжков. В течение 19 века прыжки с парашютом с больших высот, осложняемые различными трюками, были одним из самых модных зрелищ народных праздников и гуляний в разных странах, в том числе и в России. За прошедший век парашют совершенствовался, но без существенных изменений. 
Новый виток в развитии парашютизма начался с развитием авиации. Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри. Приспособление парашюта к самолету в спасательных целях привело к созданию ранцевого парашюта. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. В США использовались парашюты конструкции Ирвина, а 22 октября 1922 года в США летчик лейтенант Гаррис стал первым в мире человеком, который спасся после первой мировой войны при помощи парашюта, выпрыгнув из самолета, развалившегося во время испытаний. Спасение Гарриса сыграло большую роль в дальнейшем развитии парашютизма в США. Летчики иначе стали относиться к парашютам и с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США. Конструкторская мысль богата на выдумки. Так в США был сконструирован знаменитый автоматический парашют для пассажирских самолетов, носящий выразительное название "Ступайте вниз". Этот парашют был устроен так, что в случае необходимости летчик одним нажатием рычага открывает люк под креслом пассажира. Кресло накреняется, пассажир вываливается из кабины в отверстие, открывшееся под ногами, и парашют автоматически раскрывается. В те же годы в США был организован специальный клуб, членами которого могли быть только лица, совершившие вынужденный прыжок с парашютом для спасения своей жизни. По имени шелковичного червя, который прядет прочную шелковую нить, которая шла на изготовление ткани парашютов, клуб носит название "Катерпиллер" - гусеница. Среди членов клуба были летчики, имеющие до десятка вынужденных прыжков. Первый прыжок с парашютом в СССР был совершен с аэростата, в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1919 года, пилотом А.В.Эдельштейном, в местечке Ахтуба, бывшей Астраханской губернии. В двадцатые годы советская промышленность наладила производство отечественных парашютов. В июне 1927 года первым из советских летчиков использовал спасательный парашют во время неудачного испытательного полета летчик-испытатель М.М.Громов. Его самолет не выходил из штопора. Это событие, так же как в США, изменило отношение советских летчиков к парашюту.
Пионером парашютизма в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. Принято считать, что датой зарождения парашютизма в СССР является 26 июня 1930 года, когда в г. Воронеже начались первые в СССР прыжки военных летчиков под руководством Л.Г.Минова. В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Разрабатываются и совершенствуются способы расчета прыжка для выброски и приземления людей и грузов в строго заданном районе. Создается техника управления различными типами парашютов для уклонения от препятствий и приземления в запланированном месте. Очень быстро человек осваивает все более длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира падали в свободном падении более 10 километров. Рекорды менялись с калейдоскопической быстротой. Были освоены прыжки зимой и летом, днем и ночью, на лес, на ограниченные площадки, на воду, затяжные и высотные, с кислородным оборудованием, с оружием, одиночные и в массовых десантах в несколько тысяч человек. Парашюты использовались для выброски врачей, пожарников, спасателей, подрывников. Для доставки грузов, продуктов, медикаментов, горючего и др. В 1939 году был совершен первый в истории прыжок на Северный полюс. Рекордсмены, прыгавшие с больших высот, проявляли настоящее мужество. В то время люди еще не умели управлять движением в свободном падении. Поэтому падали беспорядочно или боролись со штопором - энергичным прогрессирующим вращением в разных плоскостях. Это приводило к большим, опасным перегрузкам и затрудняло контроль высоты и времени.
Вторая мировая война все мирные знания в парашютизме перенацелила для решения военных задач. Парашют очень жестко использовался по прямому назначению - спасение людей и доставка людей и грузов в самых тяжелых условиях. Тысячи летчиков, сбитые в боях спаслись используя парашют. Тысячи военных специалистов и сотни тысяч тонн грузов были срочно и скрытно доставлены в заданное место. Во многих случаях судьбу человека решали мгновения или редчайшие стечения обстоятельств. Некоторые судьбы просто удивительны. Два примера. Летчик Курзенков в боях за Полярным кругом был сбит. Выпрыгнул. Дернул кольцо. Парашют не раскрылся. Оказалось, что трос вытяжного кольца был перебит пулей. Курзенков упал на заснеженный склон сопки у самой дороги. Переломы, травмы, ушибы. Его подобрали бойцы. Госпиталь. Выжил. Снова стал летать. Снова сбили, но на малой высоте. Сел на склон крутой сопки снизу вверх тараня лес. Фюзеляж скользил по склону оставляя сзади обломанные крылья и хвост. В конце врезался в валун. Летчика выбросило из кабины оборвав привязные ремни. Остался жив. Снова летал. Сбил около 20 самолетов противника. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Летчик - истребитель Ковзан, когда в боях кончались боеприпасы, четыре раза шел на таран, в том числе лобовой, ставя самолет на крыло. Каждый раз, выбравшись из обломков самолета, он раскрывал свой парашют, впоследствии - стал Героем Советского Союза.
В послевоенный период в ведущих авиационных странах мира определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов. Парашютисты учились управлять раскрытым парашютом в любых погодных условиях, индивидуально и в составе группы и управлять движением в свободном падении, также индивидуально и в составе группы. Для оценки умения парашютистов сформировались спортивные упражнения - точность приземления и задержка раскрытия парашюта с выполнением элементов в свободном падении - вращений в горизонтальной плоскости (спиралей) и вращений в вертикальной плоскости (сальто). Больше 20 лет эти упражнения были основой международных и национальных соревнований. Впоследствии это сочетание получило название "классический парашютизм". Это единственный вид парашютного спорта, где присваивается самое высокое личное спортивное звание "Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту", потому, что спортсмены демонстрируют тончайшее умение управлять раскрытым парашютом, попадая по 10 раз подряд в любых погодных условиях в электронную цель диаметром в три сантиметра в очень напряженной психологической борьбе и умение очень быстро и точно выполнять одинаковый для всех комплекс фигур - "спринт" в свободном падении. Чемпионы Мира, опираясь о воздух, выполняют шесть оборотов в разных направлениях за время менее 7 секунд. 
Самые выдающиеся спортсмены в классическом парашютизме, Абсолютные Чемпионы Мира: Николай Ушмаев, Игорь Терло, Григорий Сурабко - СССР, Черил Стернс - США и Иозеф Павлата - ЧССР. Кстати, первым Президентом аэроклуба «Одесса» являлся Мастер спорта Международного класса Григорий Сурабко! Параллельно с развитием парашютных видов спорта и увеличением количества стран, развивающих парашютизм, появилась потребность в координации международных парашютных отношений. Международная авиационная федерация (ФАИ), родившаяся в 1908 году, создала в конце сороковых годов международную парашютную комиссию (СИП), в состав которой сегодня входит около шестидесяти стран мира. В послевоенные годы наибольшая активность в развитии массового парашютизма более двух десятков лет принадлежала странам соцлагеря, переименованных в последние годы в страны социалистического содружества. Решая проблемы политического противостояния того времени, СССР, а по его схеме и другие соцстраны, создали сеть авиационных клубов. Авиационная и парашютная техника, горючее и авиационные специалисты предоставлялись клубам бесплатно государством. То есть, для спортсменов занятия дорогостоящим парашютным спортом было бесплатным, а клубы выполняли плановые задания по подготовке резервистов для армии и привлекали людей через авиационные виды спорта к военным и гражданским авиационным профессиям. Но в разных странах, и прежде всего в США, все интенсивнее развивалась сеть частных аэроклубов, где люди желающие прыгать, сами несут все расходы за прыжки. Выработались объективные юридические нормы взаимной ответственности парашютистов и клубов, которые предлагают людям этот вид услуг. Для огромного числа людей, которые несут расходы за свои прыжки, это стало развлечением, отдыхом и приятным хобби. Людям стало тесно в рамках классического парашютизма. Развитие сети частных клубов раскрепостило людей, резко раздвинуло рамки дозволенного. Во все времена жесткими оставались только требования к безопасности прыжков. Усилиями энтузиастов буквально за 15 лет была создана группа новых самостоятельных направлений парашютных видов спорта и видов прыжков...

Групповая акробатика (RW). С начала семидесятых годов маленькие, а потом все большие группы людей стали строить различные фигуры в свободном падении, подлетая друг к другу в воздухе, и беря друг друга за ноги и за руки.

Сначала это был обычный круг - "звезда". Затем эти фигуры становились все сложнее. Увеличились высота прыжка и время свободного падения. Были выработаны соревновательные программы. Стали проводиться национальные, международные соревнования и Чемпионаты мира. Сегодня групповая акробатика является самым массовым и самым эмоциональным, командным видом парашютного спорта. Это вызвано тем, что человек в свободном падении отрывает взгляд от земли и перемещаясь относительно друг друга при построении различных фигур или "формаций" (больших фигур из нескольких десятков или сотен человек) в течении минуты получает ощущение реального ПОЛЕТА! Это ощущение настолько яркое и захватывающее, настолько отличается от всего земного, что человек стремится к нему снова и снова, отдавая парашютизму десятки лет жизни.

Купольная акробатика (CW). Первые попытки построить фигуры ("формации") из куполов энтузиасты делали еще на круглых парашютах. С появлением парашютов-крыльев фантазии энтузиастов были реализованы. Спортсмены строили фигуры и выполняли различные перестроения на раскрытых парашютах осуществляя захваты куполов или строп руками и ногами. По купольной акробатике проводятся национальные, международные соревнования и чемпионаты мира. Массовость в купольной акробатике намного меньше чем в ГА потому, что этот вид прощает намного меньше ошибок, чем другие виды. Он требует очень высокой дисциплины, ответственности и точности действий.

Фристайл (FS). Благодаря энергии и увлеченности энтузиастов сегодня фристайл демонстрирует бесконечные возможности человека выразить себя при помощи движения. В воздух внесены все выработанные человеком ценности при оценке искусства движений. Пластика, грация, выразительность, обаяние, легкость, непринужденность, одухотворенность, и другие, которые спортсмены демонстрируют при выполнении сложно координированных вращений в любых плоскостях вокруг любых осей раздельно и одновременно, в самых разных позах. В парашютном фристайле у человека в течении минуты в любой момент движения имеет опору о воздух. Это делает его возможности по самовыражению безграничными. Проводятся национальные, международные соревнования и чемпионаты мира по фристайлу. Люди имеющие балетную или танцевальную хореографическую подготовку, опыт спортивной или художественной гимнастики или синхронного плавания, акробатики, батута, прыжков в воду и т.д., или просто одаренные пластикой, выразительностью и гибкостью могут получать огромное наслаждение в самовыражении в парашютном фристайле. Массовость во фристайле неуклонно растет.

Скайсерфинг (SS). Прыжки на монолыже. Энтузиасты выполняли первые прыжки на горных лыжах. Затем стали на монолыжу. Осваивали отдельные элементы, учились удерживать равновесие. Видеооператоры учились их снимать. В итоге по SS проводятся национальные и международные соревнования, чемпионат мира по правилам ФАИ и (фактически) чемпионат мира среди профессионалов - "Про-тур". Основное отличие двух чемпионатов - правила ФАИ ограничивают спортсменов рамками некоторых требований. Практика показывает, что это сдерживает творческий рост спортсменов. Требования профессиональных соревнований наоборот - стимулируют их творчество. Создается много новых красивых элементов. Индивидуальные виды трудно сделать массовыми. Но популярность и массовость SS растет.